?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Пиар: ДО ЗАВТРА


shurigin пишет
Беседа с Полномочным Послом России в Ливийской Джамахирии Владимиром Васильевичем Чамовым
171.79 КБ

на фото: Владимир Чамов ( в очках в центре) среди друзей.


Вчера вечером по протекции замечательного советского дипломата Олега Ивановича Фомина я оказался в зале прилёта аэропорта "Шереметьево" где многочисленные коллеги-журналисты и друзья встречали Полномочного Посла России в Ливийской Джамахирии Владимира Васильевича Чамова. Того самого Чамова, которого три дня назад господин Медведев своим указом отстранил от должности посла в Ливии.

...В зал официальных делегаций Чамов вошёл стремительно и энергично, словно прямо отсюда должен был стартовать куда-то за три-девять земель, а не вернулся домой после изнурительной командировки. Крепкие объятия друзей, приветствия, радость. Вообще, слово «энергично» как ни одно другое подходит к этому человеку. Никакой растерянности, опустошения, наоборот – собранность, точность и какая-то философская ироничность. И прямо в аэропорту, пока Владимир Васильевич ждал багаж, мне удалось накоротке побеседовать с ним.

Владимир Васильевич, ваша отставка с должности посла буквально взорвала информационное пространство. За много лет это первая такая громкая отставка в нашем МИДе. Интернет буквально кипит от слухов и обсуждений. Одни называют вас героем, до последнего сражавшегося за российские интересы, другие наоборот – человеком, который не справился с обязанностями. Что вы сами знаете об этом решении?

В указе Президента всё сказано предельно чётко - отрешить за неадекватное представление интересов России. Больше ничего. И ничего сверх этого я не знаю. Я выполнил указание – сдал дела и вернулся в Россию. Возможно, здесь мне объяснят подробнее причины этого решения. Гадать на кофейной гуще - отчего и почему я не хочу, не привык. Я делал свою работу – доводил до сведения ливийского руководства позицию России, честно и добросовестно передавал в Россию всё то, что до меня доводила ливийская сторона, ведь посол это не только человек, представляющий свою страну, но и человек, через которого до его страны доводится информация страны пребывания. Какая из этих сторон моей деятельности послужила причиной отрешения, я думаю, что узнаю уже в ближайшее время. Но каких-то обид на это решение у меня нет. И по большому счёту это решение президента правильное. Цель дипломатической работы защита интересов своей страны, сохранение мира, недопущение войны. Эти цели в Ливии нами не были достигнуты. Идёт война, убивают людей, ущерб нашим интересам в этой стране огромен. И, значит, дипломаты со своей задачей не справились.

Для российского наблюдателя ваша отставка грянула как гром среди ясного неба. Но, может быть, это было связано с тем, что для нас здесь ливийские события были лишь картинкой на телеэкране в выпусках новостей, а у вас это был совсем иной процесс. Ощущалось ли какое-то накопление раздражения со стороны Москвы? Или отставка грянула как гром среди ясного неба?

Мне трудно ответить на этот вопрос. Все эти дни я находился в громадном напряжении. Нужно было в кратчайшие сроки собрать в пункты эвакуации и вывезти из страны наших граждан. При этом действовать приходилось одновременно и на территориях, которые контролировали официальные власти, и на территориях где действовала оппозиция. Поверье это очень трудно найти одновременно язык и с теми и с другими. Но мы смогли вывезти из страны почти всех наших граждан, это тысяча сто шестнадцать человек, кроме этого мы помогали в эвакуации и граждан других стран. На сегодняшний день в Ливии осталось около ста российских граждан. Сорок человек сотрудников посольства и членов их семей, остальные это наши граждане из смешенных семей. Все они имели возможность покинуть Ливию, но разным причинам решили остаться. Поэтому я просто не физически не мог сосредоточиться на улавливании настроений Москвы. Мне было не до этого. Я выполнял свой долг. Каких-то прямых замечаний или одёргиваний не было.

Фактически вы уже ответили на вопрос, который сейчас хотят вам задать очень многие, но всё же я его озвучу, чтобы расставить все точки над «и». Правда ли, что находясь на должности посла в Ливии, вы написали обращение или письмо на имя президента, в котором обвинили Кремль в предательстве интересов России?

Я успел только спустится с трапа, как меня уже со всех сторон начали донимать звонками и вопросами о каком-то, не то письме, не то обращении, которое я якобы написал. Хочу закрыть этот вопрос раз и навсегда. Никаких обращений и писем я не писал. Всё это не более чем досужие слухи и сплетни. Я тридцать лет служу в министерстве иностранных дел и отлично понимаю значение слова дисциплина. Так поступить я просто не мог. Будучи послом в Ливии, я писал только официальные телеграммы, их было много, но это моя работа. И на всех этих телеграммах стоял соответствующий гриф. Ничего другого я не писал.

Главный для всех вопрос – что сейчас происходит в Ливии? Вы, я думаю, знаете об этом как никто другой.

С каждым днём ситуация всё хуже. Бомбёжки всё более интенсивные. Фактически всё идёт по иракскому варианту. Все разговоры об «ограниченных целях военной операции» это разговоры для отвода глаз. Все военные объекты, которые были объявлены как цель операции – позиции ПВО, военные базы давно поражены и теперь удары наносятся по резиденциям руководства, госучреждениям, центрам управления, а это уже удары по местам, где живут обычные мирные жители. И каждый день мирные жители гибнут под бомбами и ракетами. На очереди инфраструктура страны – электростанции, узлы связи, коммуникации. Скоро возьмутся за них. У страны ограниченный запас продовольствия, Ливия традиционно ввозила большую его часть его из-за рубежа, но теперь вокруг Ливии установлена блокада – ни один корабль в страну не пропускается, и очень скоро в полный рост может стать проблема голода. Страна стоит на грани раскола. Уже заговорили о Ливии как о конгломерате племён, слова ливийская нация звучат всё реже. Если ситуация продолжит развиваться в этом ключе, то вместо одной из самых стабильных стран Северной Африки мир получит новый Ирак или даже Сомали. И я полностью согласен с нашим премьер-министром в его оценке этой войны.

Но что привело Ливию к такому страшному итогу? Ведь ещё совсем недавно она казалась оплотом стабильности на Ближнем Востоке, положение полковника Каддафи незыблемым, а будущее Ливии безоблачным. Нефтяная страна, вырвавшаяся из списка «стран-изгоев», выстроившая отношения с Западом, визиты западных лидеров. И вдруг гражданская война, а теперь и военная операция вчерашних друзей из НАТО на полное уничтожение. Что случилось? В чём причина?

На мой взгляд здесь нет одной причины. Это целый букет причин. С одной стороны это события на границах Ливии, смена власти в Египте и Тунисе, что не могло не перекинутся на соседей, учитывая их этническую близость. Это и влияние извне – роль крупнейших арабских телеканалов в раскачивании Ливии ещё ждёт своего исследователя, это и новейшие информационные технологии, твиттер, массовые рассылки СМС, интернет. Ну и, конечно, нужно понимать, что просто ушла эпоха таких правителей как Каддафи, Мубарак, Салех. Мир меняется. И в арабском обществе есть огромный запрос на обновление. Старые схемы управления и методы перестали быть адекватны времени. В какой-то мере в арабском мире сегодня наступил свой 1917 год. Идёт ломка старого мира и поиск нового. Отличие только в том, что сегодня этой ситуацией пытаются воспользоваться страны, которые объединены в закрытый клуб хозяев мира. Они откровенно пытаются оседлать эти процессы и развернуть их в своих интересах. И если это не получается сделать скрытыми методами, то в ход идёт грубая сила.

В последние дни в разных СМИ стала обсуждаться тема возможного бегства Каддафи из страны. Назывались даже конкретные страны, где он может скрыться – Венесуэла, Куба и даже Белоруссия. Заговорили о неадекватности Каддафи, о том, что Каддафи деморализован и не появляется на людях. Как вы относитесь к этой информации?

Я думаю, что всё это информационная война. За несколько дней до моего отъезда Каддафи пригласил к себе китайского посла, индийского посла и меня. Мы почти сорок минут беседовали с Каддафи. Он был абсолютно адекватен, спокоен, взвешен в оценках и произвёл впечатление человека уверенного в себе и своей правоте. Поэтому я не думаю, что Каддафи может покинуть Ливию. Это его страна и с нею он останется.

Эксперты уже оценили потери российской экономики от разрыва отношений с Ливией в случае «иракского сценария» - пятнадцать миллиардов долларов из которых четыре миллиарда долларов это оружейные контракты, а остальные это наши совместные проекты и ливийские заказы размещённые в России. Адекватны ли эти оценки?

Я не подсчитывал убытки нашей экономики в результате всех этих событий. Но думаю, что они огромны. На самом деле очень грустно смотреть на то, что происходит сейчас с этой прекрасной страной. В последние годы здесь велось огромное строительство. Возводились сотни домов, строились заводы, больницы, социальные объекты, прокладывались трассы, мы строили железную дорогу. У России во всех этих проектах было своё очень достойное место. И всё это сейчас замерло, всё стоит брошеным – специалисты уехали, строители уехали. По экономике страны нанесён страшный удар – она отброшена на десятилетия в прошлое. И с распадом страны всё это вообще превратится в руины. Нет слов, как это больно и грустно. И конечно это болезненный удар по нашим экономическим интересам.

Сегодня много обсуждается голосование России по ливийскому вопросу в ООН. Должна ли была Россия воспользоваться правом «вето»? как вы думаете, могла ли Россия своим «вето» предотвратить эту войну?

Не думаю, что наше «вето» в ООН что-то бы изменило. Если вспомнить ситуацию с Ираком десятилетней давности, то даже вопреки решению ООН США начали войну. Последнее десятилетие США и НАТО открыто демонстрируют «право силы». Если они решили кого-то стереть с лица земли, то сделают это, не считаясь ни с каким международным правом. Поэтому в одиночку, я думаю, мы бы эту войну не остановили. Нужна была консолидированная решимость целой группы стран, не считаться с которыми, не могут даже американцы. Ну, например, кроме нас, России, ещё Китая и Индии. Но этого не случилось. Почему - это уже вопросы не ко мне. Получилось то, что получилось.

Какие ваши ближайшие планы?

Главный план – исполнить многолетнюю мечту – увидеть русскую весну. Я шесть лет не видел нашу весну и соскучился по ней чрезвычайно…

P.S.

…Я ехал в аэропорт и ожидал встретить человека уязвлённого обидой, я готов был увидеть перед собой чиновника разочаровавшегося в своих руководителях , бунтаря-неофита. Но встретил интеллектуала, арабиста, для которого Восток это не просто работа, а судьба, часть его души. Тот тип русского дипломата, который на протяжении двух последних столетий составляли славу мировой арабистики, кто заложил прочнейший фундамент дружеских связей арабского мира и России. И на протяжении всего времени нашего общения, меня не оставляло ощущение, что Чамов оказался разменной фигурой в какой-то огромной геополитической игре. Ещё больше этот вывод укрепили разговоры с знакомыми чиновниками МИДа. В МИДе, похоже, удручены отставкой Чамова, и всячески уклоняются от каких-либо негативных комментариев в его адрес. И сегодня у меня остался только один вопрос, на который бы я хотел найти ответ – кто «заказал» устранение Чамова?



И теперь ВАЖНОЕ!!! - перепост допустим, но публикацию беседы в официальных СМИ я не могу разрешить. Текст написан для "Завтра", там будет опубликован ПОЛНЫЙ текст, и пока он там не выйдет любые публикации буду расценивать как плагиат.


отпечатано постоксероксомОригинал поста


Имя Владислава Шурыгина было известно мне задолго до того, как мы с уважаемым shurigin взаимно зафрендили друг друга. Собственно, в те дни еще никто и не знал, что такое "зафрендил", а люди, если общались и были интересны друг другу, просто дружили. Думаю, пересекись мы в жизни, нам нашлось бы о чем поболтать. Хотя, учитывая наличие общих друзей в реале, ничто пока что не потеряно. А пока что достаточно сказать, что с Владом, насколько я знаю, многие в том или в другом не согласны, но никто и никогда не упрекнул и даже не заподозрил его в неискренности.

Comments

( 41 comments — Leave a comment )
zheniast
Mar. 23rd, 2011 11:20 pm (UTC)
У Каддафи тоже было пару своих почти Чамовых...в ООН например.
Иметь своё мнение не его дело.
Вы писали что Сталин их чистил переодически? Он наверняка знал что делал
А по поводу событий вокруг Ливии я с послом согласен.
Александр Романюк
Mar. 23rd, 2011 11:51 pm (UTC)
С 5 марта "новое правительство" Ливии в ООН представляли уже не люди Каддафи. И именно "новое правительство" и просило "о гуманитарной помощи".
nnils
Mar. 24th, 2011 12:22 am (UTC)
Ну мы все знаем и отслеживали какое это "новое правительство".
Раз два-кружева, три, четыре- прицепили...
nnils
Mar. 23rd, 2011 11:29 pm (UTC)
Как хорошо сказано!
"Тот тип русского дипломата, который на протяжении двух последних столетий составляли славу мировой арабистики, кто заложил прочнейший фундамент дружеских связей арабского мира и России."
я бы добавила, что не только арабистов-дипломатов.

Только сегодня говорили о дипкорпусе и что такое политика и дипломатия. А ведь эти два понятия раньше не различали.
Основное правило политической (дипломатической) культуры - уважение чужого мнения при сохранении своих убеждений.
"Дипломат должен иметь спокойный характер чтобы переносить общество дураков, не предаваться пьянству, увлечением женщинами, вспышкам раздражительности.."
(Франсуа де Кольер)

Чамов оказался разменной фигурой в какой-то огромной геополитической игре. -- похоже на то.
Но насколько я поняла, Дипкорпус настроен защитить своего одного из лучших дипломатов России.
zheniast
Mar. 23rd, 2011 11:37 pm (UTC)
Я от дипломатии далек, но мне кажется дипломат, посол, всегда должен быть готов, чисто гипотетически, к объявлению стране своего пребывания войны. А Чамов, по интервью видно, проникся Ливией, по своему полюбил даже. Имхо, неправильно это в его ситуации. Надо пример с англосаксов брать, они всегда с улыбкой, милыми речами, а своя страна, ее интересы и политика правительства убералес.
nnils
Mar. 24th, 2011 12:13 am (UTC)
Наверное надо исходить из особенности и культуры русского человека. В русской, и не только, дипломатии происходила такая приверженность к стране, в которой дипломат пребывал.
В своем комменте я имела в виду то, что Чамов- человек чести. И он как никто знает, что войны порой возникают от слов, тихонько сказанных дипломатами.
Хороший дипломат умеет извлекать пользу даже из своих неудач. А "неловкое положение - обычное для политика"(светлейший кн.Горчаков)
Я тоже далека от дипломатии.
Не думаю, что Чамов проникся Ливией или Востоком. Полюбил-да, понял-да, но в слове проникся можно усмотреть и лоббирование.
Любил ли и понимал Восток Лоуренс Аравийский? - да. Но он был сыном своей нации и Англии прежде всего.
Дипкорпус был готов ветировать Резолюцию ООН,насколько я поняла, Медведев и его окружение- нет. Мы с вами ВСЮ правду все-равно не узнаем. Можем только строить догадки.
Не согласна с установками английской дипломатии. Во главу угла там ставят торгашество. Именно этот принцип был заложен Питтом Младшим, и не только, в английской дипломатии. Как впрочем и басня о русской угрозе.
Приведу пример из Крымских войн.
Канцлер Воронцов Семен Романович писал из Лондона в Россию: "Если бы Очаков не пал, никто в Лондоне и не ведал бы, что такой паршивый городишко существует. А ныне не только милорды в парламенте, но даже нищие попрошайки и базарные торговки рассуждают, что без Очакова им не жить и всем пропасть..."
По поводу английской дипломатии,и не только, Горчаков еще в 19в. писал: "Вы не знаете этой публики! Ради спекуляции на бирже они готовы похоронить Европу".
Ваше мнение не всегда верно и ко всем применимо. Конечно и там есть патриоты и достойные люди. Но цель английской дипломатии- проталкивание и лоббирование интересов большого капитала. Русская дипломатия всегда была далека от этого. Это- не в основе русской нации.
Но это уже другой разговор.
Александр Романюк
Mar. 24th, 2011 12:41 am (UTC)
"...цель английской дипломатии- проталкивание и лоббирование интересов большого капитала. Русская дипломатия всегда была далека от этого. Это- не в основе русской нации".
Если бы меня спросили, то я бы и согласился и не согласился. "В основе русской нации"-преувеличение. О различии мировоззрения пуритан и православных - понятно. Но дипломатия, как и армия,- единственное позволительное для дворян дело. И то и другое - защита Отечества. Для ведения дел в поместье (если оно было) и получения прибыли - управляющий. Мне кажется, что, как ни странно, понятие Чести у дворян и Греха у староверов купцов очень близки. И там и там достаточно было Честного слова.Но это тоже другой разговор.
(no subject) - nnils - Mar. 24th, 2011 01:12 am (UTC) - Expand
(no subject) - nnils - Mar. 24th, 2011 01:23 am (UTC) - Expand
(no subject) - Александр Романюк - Mar. 24th, 2011 02:11 am (UTC) - Expand
(no subject) - nnils - Mar. 24th, 2011 08:07 am (UTC) - Expand
(no subject) - oper_1974 - Mar. 24th, 2011 12:21 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nnils - Mar. 24th, 2011 01:08 pm (UTC) - Expand
farnabazsatrap
Mar. 24th, 2011 01:53 am (UTC)
Разве С.Р.Воронцов был канцлером ?
Мне казалось, что он отказался от этого звания.
zheniast
Mar. 24th, 2011 08:33 am (UTC)
Ваше мнение не всегда верно и ко всем применимо. Конечно и там есть патриоты и достойные люди. Но цель английской дипломатии- проталкивание и лоббирование интересов большого капитала.

------------------------

Так по этому он у них и есть. И ему везде есть дело. Этот капитал дает стране рабочие места, платит кучу налогов, тянет экономику, дает ей стабильность, помогает расширять влияние в остальном Мире, в котором он тоже дает рабочие места, платит налоги итд.
Ну и (шепотом) дает деньги на предвыборные кампании:)
Рука руку моет.
С Газпромом и так называемым Кремлем аналогичная ситуация. И это правильно. По другому никак, ведь все порядки были установлены еще до того как Россия начала активно где-то во что-то вмешиваться за границей.
А в этой конкретной ситуации вспоминаются наезды на Ставку во время ВОВ, мол бессмысленные атаки, спешка, ненужные потери...А как некоторые утверждают, не зделай этого в эмом месте, то рухнулобы в другом, и посыпалось бы еще третее и четвертое место, как домино, и потерь было бы в разы больше. Так и сейчас, мы не знаем какая реальная ситуация, где что стоит на кону, и каков расклад, только шум в прессе и интернетах нам доступен.
(no subject) - nnils - Mar. 24th, 2011 09:05 am (UTC) - Expand
(no subject) - zheniast - Mar. 24th, 2011 01:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nnils - Mar. 24th, 2011 01:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - zheniast - Mar. 24th, 2011 02:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nnils - Mar. 24th, 2011 02:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - zheniast - Mar. 24th, 2011 02:29 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nnils - Mar. 24th, 2011 02:33 pm (UTC) - Expand
(no subject) - zheniast - Mar. 24th, 2011 02:41 pm (UTC) - Expand
(no subject) - zheniast - Mar. 24th, 2011 02:26 pm (UTC) - Expand
(no subject) - zheniast - Mar. 24th, 2011 08:46 am (UTC) - Expand
(no subject) - nnils - Mar. 24th, 2011 09:32 am (UTC) - Expand
(no subject) - zheniast - Mar. 24th, 2011 01:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nnils - Mar. 24th, 2011 01:56 pm (UTC) - Expand
(no subject) - zheniast - Mar. 24th, 2011 02:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - zheniast - Mar. 24th, 2011 02:21 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nnils - Mar. 24th, 2011 02:23 pm (UTC) - Expand
(no subject) - zheniast - Mar. 24th, 2011 02:30 pm (UTC) - Expand
ruveticus
Mar. 23rd, 2011 11:44 pm (UTC)
именно благодаря таким людям нашу страну еще кое где уважали... не просто функционер, а знаток и человек умеющий понять другую культуру и людей. элита.

а дэбильный (по определению баснаца) медвежоног самодурствуетЪ уже ниподецки...
nnils
Mar. 24th, 2011 12:17 am (UTC)
Насчет элиты- стопятсот!
Насчет медвежонка- не могу согласится.
Может ехать крыша совсем от другого. Бля, "подпольщик-рабинович"...
Скоро все узнаем.
Александр Романюк
Mar. 23rd, 2011 11:45 pm (UTC)
Дело не в том, верю ли я в существование души, в её бессмертие и продажу дъяволу. Но в прежние времена душу оберегали, о ней заботились, готовили её к неведомой нам жизни. Сохранность чистоты в душе была значимее земной жизни. Зато сегодня дитятко на утреннике увидело новых дядей музыкантов и получило в подарок барабанные палочки. Сабелька (подарок дяди Каддафи) ему уже надоела. Ну что ж, как говорили на Украине:" Бачили очі що купували-їжте, хоч повилазьте!".
yadocent
Mar. 24th, 2011 04:54 am (UTC)
Еще одна версия "первого интервью Чамова", но уже без "предательской телеграммы". :/
te_el
Mar. 24th, 2011 07:40 am (UTC)
Шурыгин
Пишет интересно, но человек неискренний.
nnils
Mar. 24th, 2011 01:58 pm (UTC)
Ув. putnik1.
Такое впечатление, что у меня сегодня субботник. Смеюсь..
( 41 comments — Leave a comment )

Latest Month

November 2019
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner