В соответствии с соглашением о развитии военного и военно-технического сотрудничества Узбекистана и Турции, подписанным в октябре прошлого года в ходе визита министра обороны Турции в Ташкент, в Узбекистане на полигоне «Термез» стартовали военные учения спецподразделений ВС Узбекистана и Турции...
В общем, ничего нового. Что Турция, в рамках "нео-османской" доктрины стремится расширить свое влияние во всей зоне, некогда подконтрольной Порте, используя для этого самый широкий спектр методов, не тайна. Не тайна и то, что особое внимание уделяется тюркоязычным странам, бывшим республикам СССР. При этом еще недавно большинствоэтих стран относилось к инициативам Анкары настороженно (а в Казахстане прохладно, а в Узбекистане даже враждебно), предпочитая кремлевскую "крышу", но в последние годы успехи г-на Эрдогана принесли видимые плоды. И поскольку это общеизвестно, особого внимания уделять и нужды бы не было, но есть в этой тенденции не всем понятный нюанс...
На самом деле, затянувшееся на три века противостояние Российской и Османской империй, помимо естественных экономических, политических и геополитических причин, имело глубокое экзистенциальное обоснование, корнями уходящее в "идею Рима". То есть, Suprema Imperium, - высшей власти, устанавливающей единый для всех, вне зависимости
от языков и религий, закон и порядок, - по принципу "один мир - один повелитель". Именно в этом заключался смысл т.н. "доктрины Филофея", обосновавшего вполне земную идею Suprema Imperium горними аргументами: типа, "два Рима" был средоточиями власти земной и отражениями власти Вышней, но согрешили против чистоты христианства, за что и были наказаны,
и место их должна занять Москва, как средоточие чистого, без компромиссов и виляний христианства, место пребывания Царя (Кесаря), а если когда-нибудь, согрешив, падет и она, то из-за отсутствия православных государств четвертому Риму не бывать, и и именно этим, помимо чистой прагматических причин ("Проливы! проливы!"), объяснялась вековечная "мечта о Царьграде".
Однако у Османов было свое видение вопроса, основанное на т.н. "доктрине Фатиха", четко разъясненной в известных письмах Сулеймана Кануни венгерскому королю Лайошу и Папе Римскому. Согласно этой альтернативной доктрине, Первый Рим, обретя Suprema Imperium в эпоху "многобожников", был наказан распадом за слишком позднее прозрение и за гонения
на последователей Исы, а Второй Рим, стойкий в защите веры, получил второй шанс, однако позже был наказан крахом за отказ принять единственно верное учение Пророка, и таким образом, преемником Suprema Imperium и единственным носителем "римской идеи" является именно Османская Держава во главе с Кайсаром Рума, а "Четвертому Риму", действительно, не быти,
поскольку Откровение, данное Пророку, не только единственное, но и окончательное. При этом четко определялось отличие "доктрины Фатиха" от идеи Халифата, состоявшее в том, что Халифат подразумевал слияние всего человечества в умму, а "римская идея" не исключала многообразия, она подразумевала только один на всех порядок, базирующийся на силе Suprema Imperium.
При такой антагонистичности экзистансов Боливару вынести двоих не было никакой возможности, и конфликт РИ с Портой, пока существали РИ и Порта, примирения не подразумевал. Как и со Священной Римской империей. Но если СвРИ в Стамбуле рассматривали, как симулякр и "отложившиеся провинции", то Москва () являлись конкурентом по формуле "вместе тесно на земле",
и Порта проиграла. Но теперь, когда Турция, как пишет проф. Давутоглу, "вновь осознала себя и свою миссию, отряхнула пыль мещанства и вернула смысл своего существания", а Москва (да, в общем, и Европа)... эээ... являются тем, чем являются, люди из Анкары считают естественным работать над реализацией завещанного Фатихом и Кануни. В этом, собственно, и заключается
суть доктрины "нео-османизма", пунктуально реализуемая г-ном Эрдоганом, и в рамках турецкого "Третьего Рима" вполне совмещаются как христианские вилайеты типа скупленных на корню Молдовы с Грузией или навсегда сломанной Армении, так и тюркские республики Центральной Азии, и Крым, и многое другое, о чем в Анкаре не говорят вслух, предпочитая тихо делать дело.
А если совсем просто, так проще некуда: Москва теряет и уступает сферы традиционного влияния, следовательно, не может и не хочет отстаивать свой "третьеримский статус", и пустоты заполняет тот, кто может и хочет. Тем паче, если право имеет. Потому что природа не терпит пустоты и если где-то убывает, где-то обязательно прибывает. Это уже даже не высокие сферы, - это просто физика...