ЛВ (putnik1) wrote,
ЛВ
putnik1

Category:

КАК РУКИ БРАДОБРЕЯ...



"Велика вероятность, что сегодняшний, 73-й, день рождения Предстоятеля Русской Православной Церкви Святейшего Патриарха Кирилла будет отпразднован как день рождения Патриарха Московского и всея Руси... в последний раз. Вся логика новейшей церковной истории ведёт к тому, что уже очень скоро Русский Первоиерарх станет Вселенским", -

а далее еще много всякого, такого, от чего последние волосы встают дыбом, но вполне достаточно зачина, - и я, получив просьбу прокомментировать, как всегда, когда речь заходит о церковных вопросах, позвонил тем, без чьего одобрения, - по принципу "Не навреди", - такие темы предпочитаю обходить стороной. До всех не достучался, но кое-кто был на месте и не занят.

Итак, общий ответ: "Не думаем", однако вслед за тем некоторые пояснения по некоторым нюансам и уточнение, тоже общее: "Но на все воля Божья". И - в итоге всех трех бесед - три дозволения писать все, что на сей счет, как человек, от Церкви и Веры далекий, но искренне сочувствующий, думаю. А думаю я, что прежде всего следует сделать коротенький исторический экскурс...


Откуда вообще взялся титул Οἰκουμενικόν (то есть: "Вселенский") Патриарх? На самом деле, он очень  древний, но не изначальный. Изначально  епископы Рима, Иерусалима, Александрии, Антиохии (то есть, "первых очагов" христианства были равны во всех смыслах (по чести), и константинопольский епископ приравнивался к ним по статусу, как столичный. Потом, однако, вмешалась политика:

в сер. V в. христианский мир, догмы которого еще не устоялись, раздирала жестокая "фракционная борьба" идей. В этой борьбе "халкедониты" (то есть, предшественники нынешних православных), влиятельные в Риме (да и вообще, на Западе), а также в Константинополе, противостояли т.н. "миафизитам", имевшим серьезную опору на Востоке,в том числе, и в Антиохии, и в Александрии,

и в Иерусалиме, - и конфронтация идей грозил вылиться в масштабную гражданскую войну. Вот в такой ситуации василевс Зенон (к слову, не лучший из автократоров Восточного Рима, но и не вовсе уж монстр) решил навести порядок, поручив своему верному соратнику, патриарху Акакию, решить вопрос с миафизитами по-хорошему, чтобы не пришлось по-плохому,  и дал ему с правом вмешиваться

во внутренние дела других "древних епархий". Ничего не нарушив, вполне в рамках своей компетенции, - ибо венчаный православный император (как позже русский царь) считался высшим церковным арбитром. И Акакий, в статусе "Вселенского", не подвел. Ему, правда, пришлось для этого пойти на некие идейные компромиссы с диссидентами, но он считал, что цель оправдывает средства,

а диссиденты, понимая, что упрямство пахнет топором, не требовали чересчур многого. Так что, консенсус сложился. Только в Риме, дотянуться до которого у Зенона руки были коротковаты, пошли на принцип, отстаивая чистоту православия, - и так началась, и на 30 лет затянулась т.н. "акакиева схизма", - первый в истории Церкви раскол между Западом и Востоком. А потом, опять же

спасибо политике, расклад изменился, "халкедониты" взяли реванш, Рим Первый помирился с Римом Вторым, покойного Акакия предали  анафеме и вычеркнули из списка патриархов, а миафелиты ушли в свободное плавание (сейчас это Коптская, Эфиопская, Армянская и некоторые другие "древние восточные церкви". И опять все формально стали равны, - однако титул "Вселенский" остался

за епископом столицы, прочим же "первым"  было предписано воздавать ему честь, как первому среди равных, и поскольку речь шла о чистейшей формальности, да еще по воле василевса, возражали епископы не очень активно. Ну а потом, как известно, изменилось многое. Сперва пришли персы, и мощный Иерусалимский патриархат надолго перестал существовать, а возродившись, уже никогда

не претендовал на равенство. Затем пришли арабы, и на равенство перестали претендовать Антиохия с Александрией, благополучие, а подчас и существование которых теперь зависело только от воли Константинополя. А несколько столетий спустя пал и Константинопольно титул  "Вселенский" за его епископом остался, - уже по устоявшейся традиции, без каких-то особых привилегий.

И какой вывод из всего этого следует? Простой. Ни одна поместная церковь не может объявить себя "Вселенской", даже с одобрения главы государства. По той простой причине, что единственный глава государства, который вправе это сделать, - православный император, признанный всем православным  миром как арбитр. Не говоря уж о том, что "вселенскость" должны признать все остальные.

А следовательно, то, о чем написано в статье, с какой стороны ни посмотри, бред. Как ни велик, как ни уникален человек, официально работающий в Кремле, василевсом-автократором он ни с какой стороны не является, и даже если по воле государства Патриарха Московского и всея Руси объявят "Вселенским", все остальные предстоятели эту инициативу проигнорируют.

Таковы факты.
А теперь оценочное мнение.

Будь эта статья просто бредом скрепного фрика, проблемы не было бы: мало ли придурков на Руси? Но канал "Царьград", как известно, канал не простой. Известно, чьи интересы он представляет, и не секрет, что эти интересанты сейчас в политическом смысле очень оживились, претендуя, как минимум, на роль ведущих идеологов, а в идеале, и ключевые роли в политике. Даже партию затеяли, -

и можно с полной уверенностью говорить о том, что озвучен очередной гениальный геополитический план. Родившийся, само собой, не в кабинетах Данилова монастыря (там, насколько я понял, от такой идеи в глубоком шоке, - но мнением РПЦ "люди с пальцами пианистов", затевая очередные авантюры, не интересуются, - что, к слову, ведет от провала к провалу, но битому ж неймется).

Что интересно, у этих "воцерковленных" хватает наглости ссылаться на "план Сталина",  - и да, план этот был очень неплох. Вот только проработан он был детально и глубоко, с учетом всех нюансов и возможных осложнений, а реализовывали его профи высочайшего класса из МГБ и МИД, свято верившие в свое дело. И главное, тогдашний СССР с его тогдашним руководством сложно сравнить

с нынешней Российской Федерацией, пусть даже она великая держава, возглавляемая уникальным геостратегом. Причем: даже тогда, почти добившись своего, план так и не получилось довести до финишной ленты. Хотя, по сути, от триумфа Москву отделяла буквально пара шагов. Нынешняя же авантюра, как и многое прочее, сводится к симулякру: "провозгласить", - а там трава не расти.

Даже не буду писать, чем все это закончится, если они все же рискнут. Незачем, ибо любой, кто хоть сколько-то в теме, сам понимает. Признание ПЦУ большинством поместных церквей, - что уже, видимо, неизбежно, - на фоне общей реакции на такой пируэт покажется ничтожнейшей мелочью, - и отдуваться за придурков, которые, как всегда, умоют руки, придется РПЦ. Которая, оказавшись формальным

инициатором схизмы, - да еще и с элементами самозванства, - по факту порвет связи  со всеми поместными, влетев в такой глубочайший маргинес, какого ни разу еще не было за все время существования русского православия, да и православия вообще. Тут не то, что сербы и поляки, - тут даже Антиохия,  которой по ситуации пока что просто деваться некуда, в ужасе отшатнется. И...

И снова, и вновь, и опять всплывает в памяти знаменитый милюковский вопрос. Ибо лучшего подарка американцам придумать невозможно: если нечто подобное будет реализовано,  можно не сомневаться: фактор русского православия (не структуры с номенклатурой, но одной из основ существования русского народа) самоликвидируется, в самом лучшем случае вновь уйдя в катакомбы.

Вот, собственно, и все. Остается повторить только, что совсем от себя в данной заметке только экскурс в прошлое. Все остальное обсуждалось, и ничего сверх одобренного я не сказал...

Tags: вивисекция, вопросы теории, изнанка тьмы, лавина, тенденции, только факты
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 64 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →