ЛВ (putnik1) wrote,
ЛВ
putnik1

Categories:

ВОСТОРЖЕННЫЙ ЛИСТОК НА ВЕТРАХ ЭПОХИ



Ознакомившись с очередной рецензией уважаемого Ясный-Красный на очередное переможество ромочки, упрекнул себя в невежестве. Ибо о профессоре Вальтере Шубарте не слыхал. Непорядок. Поэтому залез в Сеть, и выяснил:  ни в русской, ни даже английской WIKI биографии нет. Только в немецком варианте.  Хотя поминаний вскользь много. И стало интересно,

и написал письмо в славный город Кельн, приятелю, преподавашему немецкую философию еще в Союзе, а затем успешно занимавшемуся тем же в Германии. А он пояснил: таки да, невелика птица-синица, специальная монография о ней за 70 лет написана лишь одна ( Michael Heymel: Der Kulturphilosoph Walter Schubart, Berlin 2015). Ну и плюс короткая справка...


Итак, Вальтер Шубарт. Сын юриста (папа - глава герцогского суда в Зонненберге), внук юриста и прадед тоже был юристом. Очень не хотел продолжать династию, мечтал о карьере журналиста, поругавшись с папой, добровольцем сбежал на фронт WWI, славно воевал, вернулся офицером при орденах, - и таки выучился на юриста. Тем не менее, ощущал себя философом,

равнымШпенглеру (с ним даже познакомился, но знакомство не задалось) и и психологом не ниже самого Фрейда (с ним даже переписывался, но переписка быстро прервалась), под псевдонимом Нerold des Light (ибо госслужащем этим заниматься не рекомендовалось) печатал в мелких газетах скучноватые "философические письма" о "чувственности религии".

По ходу дела влюбился и женился. Избранница, Вера Энглерт (Роза Ребекка Берманн, еврейка из Риги), ранее была замужем за немецким летчиком Йозефом Энглертом, родила ему двух детей, Макса и Ингу, но потом бросила, потому что считала себя "русской аристократкой, элегантной и высокообразованной", а мужа "приземленным бюргером". Зато с Вальтером

они духовно сошлись на все 100%, и супруга, бредившая Достоевским, Розановым и Блаватской, как писал сам Шубарт, "направила меня на самостоятельный путь. Я понял, что свет в Европу идет с Востока". Новые статьи Нerold des Light, уже не вторичные, как раньше, а с некоторой "своей идеей", стали популярны, автор, наконец, раскрыл псевдоним, - но тут

к власти пришла НСДАП, "упадничества" не поощрявшая, и Шубарты всей семьей (детей было уже четверо) уехали в Ригу к родителям Веры. Там, поскольку надо было чем-то зарабатывать на жизнь, Вальтер много и бойко писал, читал лекции в Немецком общественном институте скотоводов, начал называть себя "профессором" и "доктором философии",

хотя ни тем, ни другим не был, - но так выглядело солиднее. Как представитель "свободомыслящей немецкой интеллигенции" (не Томас Манн, конечно, но хоть что-то) стал в известной степени востребован, появились спонсоры, в Швейцарии издали книги, -   «Европа и душа Востока», «Достоевский и Ницше» и «Духовная трансформация. От механики к метафизике», -

причудливая эклектика из авторов, которых уважала супруга, и книги эти в Рейхе тотчас попали в список «нежелательной и вредной литературы», хотя к продаже запрещены не были. После "советизации" Латвии оказался без работы (большевики тоже не уважали "упадничество") попытался уехать в Швейцарию, потом в Венгрию, но поскольку и оттуда, и оттуда отписали,

что в учебных заведениях "местов нет", решил остаться в Риге, поскольку Москва предложила работу в Институте западно-восточного сотрудничества при Коминтерне. Однако не задалось: пошли неприятности. Сперва арестовали старшего пасынка, Макса: парень не поладил с каким-то офицериком РККА, разбившим ему очки, и написал в посольства Рейха письмо,

прося позволить ему вернуться домой. Заодно арестовали и самого Шубарта, но, допросив, отпустили, а Макса отпустили через неделю, по просьбе германского посла  графа фон Шуленбурга разрешив уехать в течение 24 часов, что он и сделал, взяв с собой рукопись новой книги, «Религия и Эрос», а также письмо отчима властям Рейха с просьбой разрешить вернуться.

Письмо было прочтено, рукопись изучена лично Геббельсом, обратившим внимание на новые идеи Шубарта, теперь склонявшегося к тому, что насчет России он, видимо, погорячился, а "свет с Востока", похоже, исходит от Японии, и министр доложил фюреру, что возвращение блудного философа считает целесообразным для своего ведомства, ибо лучшего примера

"просвещенного немца, осознавшего свои заблуждения" для контрпропанды не придумаешь. Возникла, правда, сложность с национальностью Веры, но, хотя Гиммлер возражал, в итоге решили, что овчинка стоит выделки, так что фрау Шубарт можно дать статус Wertvolle Jude, а ее детям статус Mischlinge не первой, а второй степени, то есть, на тот момент, почти немцев.

В итоге, все начало устаканиваться. Семья Шубарт получила разрешение на въезд с открытой датой и уведомление о бронированной для Вальтера вакансии в одном из университетов Германии, и уже в январе 1941 года дети уехали в Рейх, к родне отца, а сам профессор с женой задержались, поскольку, согласно договору, Вальтер должен был завершить курс лекций.

И все бы Zehr Gut, но в начале июня, когда семья уже сидела на чемоданах, в Берлине вышла прекрасно изданная книга Шубарта с теплым предисловием одного из заместителей Геббельса, и власти СССР заморозили уже готовую выездную визу "для выяснения", а затем началась война, и сами понимаете. 19 июля Вальтер и Вера Шубарт были арестованы по очень нехорошей статье,

однако кончилось легче, чем можно было ожидать: по ходатайству посольства Японии, высоко оценившего пассажи о "японском духе обновления" в новом сочинении Шубарта, с эмигрантами поступили, как с немцами - гражданами СССР: выслали на восток, определив Вальтеру место переводчика в какой-то структуре ГУЛАГ при одной из узловых  Сибирской железной дороги.

Дальше мутно. Известно лишь, что Вальтер, слишком громко жаловавшийся на жизнь и сожалевший, что не уехал в Германию в 1940-м, в июле 1942 года, после разговора с проезжим японским дипломатом, которого просил о помощи, был арестован и 15 сентября скончался в больничке СИЗО в Казахстане. Веру не тронули но судьба ее в мраке, - а после войны имя Шубарта наконец

обрело известность,о которой он при жизни мечтал. Не яркую, правда, но книги и перевели, и напечатали, как один из примеров существования "другой Германии" ("немецкой гуманистически-религиозно альтернативы нацизму с его псевдорелигиозными притязаниями"). Наиболее серьезный интерес к его наследию ныне проявляют немецкие демохристиане и правоконсервативные круги Японии.

Вот, собственно, и все, что захотелось и смоглось добавить к мягкой иронии уважаемого Ясный-Красный насчет новой серии восторга ромочки. Возможно, кто-то спросит: а зачем? Отвечаю: а низачем. Просто захотелось и смоглось. На мой взгляд, если то, чего хочется, можется, это само по себе класс, и любые объяснения тут излишни...

Tags: без политики, былое и думы, только факты
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 33 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →