ЛВ (putnik1) wrote,
ЛВ
putnik1

ОКОНЧАТЕЛЬНАЯ БУМАГА



Порошенко предложил РПЦ «померяться» томосами. Так и сказал: "а пусть теперь они сейчас сами разберутся — покажут томос. А где их томос? Сталиным подписан? Правда — ее не спрячешь", в ответ на что, естественно, был послан на хрен, с ехиднейшим примечанием: "Если президент Порошенко уже стал таким специалистом

в томосах, то, может, он для начала предложил бы самому Константинопольскому патриархату показать свой томос? Открою тайну: у Константинопольского патриархата нет томоса", но лично мне от этого не легче, поскольку вопросы в личку сыплются валом. Хорошо, давайте быстренько, на самом простейшем уровне разберемся...


Откуда высосал "Петя" идейку, понятно: из сентябрьской обмолвки архиепископа Иова (Геча), заявившего в интервью укрСМИ: "Интересно подчеркнуть, что никогда не было дано православной церкви в России томоса об автокефалии", но если сам Иов спустя пару недель внес некоторые уточнения, то до "Пети" эти уточнения, видимо, не донесли, - и чтобы понять, что имел в виду импортный иерарх, давайте начнем ab ovo, то есть, с яйца, в смысле, от начала начал.

Все началось в июле 1588 года, когда в Москву (тогда в церковном смысле автономную митрополию) прибыл с официальным визитом константинопольский патриарх Иеремия II. Прибыл он не просто так: дома у дяди возникли сложности с коллегами, и ему было желательно заручиться поддержкой московских, а заодно и пересидеть сложные времена. По ходу, высоким гостем был дан намек, что он не прочь перенести "вселенский престол" в Белокаменную, и эта идея понравилась, но с уточнением.

Коротко: приезжайте, будем очень рады, но нам нужно отдельное, свое патриаршество. А Вам, для резиденции "вселенского" престола, предоставим шикарный город Владимир, и будем содержать, как подобает. Гостя такой вариант не устроил, он хотел "быти при государе", то есть, заниматься политикой, - и переговоры затянулись на полтора года, но, в конце концов, нашли компромисс, и в мае 1589 Иеремия подписал грамоту об учреждении в России патриаршества.

Несколько слов о сути этого документа. Совсем кратко: он окончательно разрешал возникшую за век с лишним до того коллизию, когда, в связи с попыткой ухода Константинополя под Рим, а потом превращения его в Стамбул, Московская митрополия явочным порядком стала автономной. Не поругались, ни общение не прекратилось, ни в поминании, ни в чествовании "вселенским" не отказывали, но свои кадровые вопросы решали сами. Такая двусмысленная ситуация тяготила всех,

и вот теперь проблема была решена: с одной стороны, Москва признала полноценность "вселенского", с другой стороны, "вселенский" признал Русскую церковь, как полноценный поместный патриархат. Однако эта грамота (и даже акт рукоположения 23 января 1589 года) были всего лишь декларацией о намерениях, решить и утвердить такой вопрос лично Иеремия права не имел, и потому, вернувшись, созвал собор, одной из главных тем которого была "русская".

С этим, однако, возникли сложности. Большинство архиереев, в том числе, и таких влиятельных, как Арсений Эласонский, не возражало, однако многие (во главе с крайне авторитетным Мелетием Пигасом) выступили против, - не столько самого решения, сколько против "самодеятельности" Иеремии, которого считали "самовластным" и подозревали в симпатиях к Риму. Так что, хотя  Собор 1590 года подтвердил решение "вселенского", после чего в Москву поехал соответствующий "томос", вопрос не был закрыт:

Мелетий, ставший на этом соборе аж патриархом Александрийским, заявил о махинациях с подписями (Иеремия, в самом деле, устроил  такой же фокус, как нынче Варфоломей) и потребовал создать комиссию для проверки, - которую сам и возглавил. При этом, "томос" не устроил и Москву: там требовали для Русской церкви третьего места в диптихе, а получили только пятое, и принимать грамоту отказались. Таким образом, дело затянулось еще на 2 года, и наконец 12 февраля 1593 в Стамбуле

состоялся новый собор, на котором Мелетий доложил, что все недостатки документа комиссией устранены, а Иеремия подтвердил, что с Римом не заигрывает, так что оппозиция снимаетвозражения, - при этом указав, что в "Литве" дело идет к унии, и установление Московской патриархии поможет остановить продвижение католиков на восток. После этого уже никто не возражал: все 42 участника (включая патриархов) подписали новую грамоту, признанную в Москве, хотя место в диптихе все же осталось пятым.

Подлинник этой грамоты, -  не "томоса" на некую автономию, как у киевских, а полноценного акта о "поместности", - хранится в Москве. Он безупречен канонически и юридически, и в целом, завершая, можно сказать, что "Петя" - хитрый, но невежественный дурак, возомнивший себя византийским василевсом, которому Данилов монастырь, безусловно, ничего не должен показывать, потому что, в отличие от "Пети", лихо топчущего свою же Конституцию (ст. 35), в Москве законы Украины чтят.

Впрочем, это уже политика, ответственный за реализацию которой м-р Девайн, бывший руководитель ЦРУ, получил орден от Филарета, и об этом скучно. Поэтому делаю тпру, - и прошу всех, кто в теме, в первую очередь, лиц духовных, простить мне беглость изложения того, о чем можно говорить очень долго, кабы детали были кому-то интересны...

Tags: без политики, былое и думы, забавное, только факты
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 56 comments