?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

ПИСЬМО В НИКУДА



"Здравствуй, комсомолец 2018 года! Здравствуйте, удивительные умы! Здравствуй, племя молодое незнакомое!

Из толщ минувшего века комсомол шестидесятых годов протягивает тебе свою руку. Как живешь, друг? Любишь ли нашу землю, нашу колыбель так, как любим ее мы? Держишь ли на ладони камень с Марса? Чем прославил свой древний город? Какие чудо-краски подарил Родине?

У нас с тобой — фантастическая родословная: штурм Зимнего, Кронштадтский лед и Каховка, коммуны и колхозы, Магнитка и Турксиб, подполье Краснодона и Мамаев курган, заря космической эры человечества. У нас с тобой — единая цель: утверждать делом самое справедливое и счастливое общество на земле
..."

Прочитал от начала до финала, перечитал, еще раз перечитал, подумал и... Вот ведь не секрет же (хотя не особо афишируется), что шестое-седьмое десятилетия прошлого века были эпохой, когда СССР по всем показателям либо опережал страны Запада, либо, как минимум, не отставал от них. На бытовом уровне могло показаться, что это не так (хотя, на самом деле, и на бытовом-то уровне особого разрыва не было), а видимые плюсики "свободного мира" гасли на фоне совершенно несравнимых уровней социальной защищенности, стабильности и прочих базисных элементов.


Больше того, - это тоже не тайна (в Сети материалов масса, и не только на русском языке), примерно до 1973-1974 годов динамика развития СССР настолько превышала динамику развития США, что при желании московские дедушки могли поставить точку на Холодной войне в свою пользу. Иное дело, что желания не было (дедушки опасались остаться один на один со всем проблемами мира), но это уже иная тема, как иная тема и почему все случилось совсем наоборот, а сейчас я, немножко успокоившись после прочтения "письма в будущее", хотел бы сказать пару слов о другом...

Едва ли кто  станет оспаривать, что коллективно-подсознательные ощущения, порожденные реалиями жизни и основанными на  них предощущениями будущего, наиболее явственно выражаются в культуре. И вот любопытно обратить внимание: если "социально-эмоциональный" настрой в странах "свободного мира" в те годы, скажем, литература (хорошая, естественно, литература) отражала в тонах надломленных, упаднических, вплоть до апокалиптических, то в странах "Восточного блока" все было совсем наоборот: там видение будущего, причем не столь уж отдаленного, было весьма оптимистично,

причем даже в исполнении скептиков. Скажем, мудрый Лем, к "красному эксперименту" относившийся, мягко говоря, без восторга, тем не менее, в своем "Возвращении со звезд" рисует мир, выстроенный по лекалам, предлагавшимся СССР, утопию без насилия и войн, с полной социальной справедливостью. Да, в этом "новом мире" Эл обнаруживает массу недостатков, но, в конце концов, принимает его, как свой, наилучший, отказываясь покидать. А если уж пан Станислав, до мозга костей пропитанный специфически польским отношением ко всему, что шло из Москвы, признавал это, так что говорить о литературе советской?

А и говорить нечего. Будущее воспринималось однозначно светлым,  "Мы - из Солнечной системы" звучало гордо, с упором на "мы", Люди (те же "мы") были как боги,  "альтернатива" в своих рудиментах ("Хищных вещах века") не вызывала ничего, кроме жалости с легким оттенком гадливости пополам с желанием помочь, и апофеозом этих общих настроений ожидания неизбежности добра стало "Возвращение. Полдень. XXII век",  в общем, наша вариация "возвращения" по Лему, не подразумевающая даже возможности сомнений в том, что наше завтра будет таким, как видели его комсомольцы 1968 года.

Собственно, все мы видели его таким, - и тогдашняя молодежь, и ее родители, и те, кто помладше, как я, в 1968-м всего лишь пионер всем ребятам пример, - видели до упора, даже когда все уже шло враскоряку, а получилось по лекалам даже не яростного рейдера Хайнлайна или стоического фаталиста Саймака, но совсем безысходно, по Пьеру Булю, предрекавшего закат совсем не нам, и если еще не окончательно, то к тому идет семимильными шагами.

Думаю вот, думаю, и знаете, мне, конечно, жаль нас,  прошляпивших то, что прошляпили, но не умеющих забыть и за это наказанных возможностью сравнивать, - и совершенно не жаль тех, кому судьба жить в мире месье Буля, не желая вспоминать и считая его лучшим (или, во всяком случае, единственно возможным) из миров. Если им нравится, что ж: Jedem das Seine...

Comments

juliyadionte
Oct. 27th, 2018 03:10 am (UTC)
а это не только о Марсе, но и о Плутоне, Нептуне и всех п
medovaiagora
Oct. 27th, 2018 03:13 am (UTC)
И транснептуновых объектах,
вы главное флудить прекращайте, галоперидол и байки.
juliyadionte
Oct. 27th, 2018 03:16 am (UTC)
Re: И транснептуновых объектах,
я не флужу. Я вас опровергаю. Умножаю Ваш ничтожный тезис на ноль
medovaiagora
Oct. 27th, 2018 03:19 am (UTC)
Молодец.
Теперь таблетки галоперидола пересчитайте без запинки.
juliyadionte
Oct. 27th, 2018 03:34 am (UTC)
Re: Молодец.
Похоже, Вы с этим лекарством точно знакомы :)
gsp76
Oct. 27th, 2018 09:12 am (UTC)
Я хоть не дамочка, и не адвокат,но поддержу. Таки да, Ваш тезис на 0 умножили. Полно КСП-шных песен, о "Космосе", романтике странствий и познании. Не спорьте)

Edited at 2018-10-27 09:13 am (UTC)
putnik1
Oct. 27th, 2018 09:45 am (UTC)
Уважаемому Медовая Гора принять этот тезис экзистенциально недопустимо.
gsp76
Oct. 27th, 2018 10:45 am (UTC)
)))
medovaiagora
Oct. 27th, 2018 11:22 am (UTC)
Когда я был на мастер-классе Клима, то услышал от него мудрейшую мысль - всё настоящее искусство о прошлом, даже если во внешней форме там бластеры и космические крейсеры. Но вот едва ли не ВСЕ, за единичными может исключениями, советские авторские песни или непосредственно о прошлом по сюжету, или о походах, где можно почувствовать себя как будто в прошлом.
putnik1
Oct. 27th, 2018 11:39 am (UTC)
Спорный тезис:





medovaiagora
Oct. 27th, 2018 11:48 am (UTC)
Простите, как эти примеры опровергают тезис (я только эту песню Ланцберга не знаю и звук плохой, слышно через слово, но и там явно не про коммунистическое далёко и покорение галактики).
"Каждый выбирает для себя" - там мало того что те же средневековые аллюзии - не на какую планету лететь, а "дьяволу служить или пророку", религию, дорогу и т.д.. Там ещё и вообще крамольная для СССР мысль, что каждый индивидуально для себя выбирает, а не "МЫ" все вместе.
"Над Канадой небо синее" - так ведь тоже небо, берёзы и как будто 16й век, герой ищет Россию именно в берёзах, а не на мысе Канаверелл:) И вернуться в Россию (СССР) для него явно затруднительно, это ж явный намёк на эмиграцию и "антисоветчину", крамола о том, что эта эмиграция русские и наши.
Эти примеры лишь подтверждают тезис.

Edited at 2018-10-27 11:51 am (UTC)
medovaiagora
Oct. 27th, 2018 11:12 am (UTC)
Ответил в другой ветке. Мало того что там нет ни слова о космосе. Во всех этих песнях без исключения речь о прошлом, а не о будущем. В это прошлое и стремятся их герои и авторы.
gsp76
Oct. 27th, 2018 01:27 pm (UTC)
Ну что Вы в самом деле) Ключевая фраза для поиска в Яндексе "Юрий Визбор "Да будет старт!"", https://music.yandex.ru/album/4221780/track/34325903?from=serp
Кто такой Визбор не надо объяснять?)
....Мы, на студенческой картошке, пели эти песни ночью, глядя на звезды, и мечтая до них долететь)
medovaiagora
Oct. 27th, 2018 02:27 pm (UTC)
Нашли исключение, подтверждающее правило, поздравляю.
Я неплохо знаю бардовскую песню, в детстве и юности ходил в походы с правильной походной компанией (и не одной компанией, а несколькими), бывал на турслётах, мы там постоянно пели. Но эту песню я не слышал никогда, и представить её у походного костра мне странновато. Поющего такое приняли бы за инфантила. Поющего про пиратов - нет. И в исполнении Визбора тоже никогда этого не слышал.
(no subject) - gsp76 - Oct. 27th, 2018 02:42 pm (UTC) - Expand
(no subject) - medovaiagora - Oct. 27th, 2018 02:51 pm (UTC) - Expand
(no subject) - gsp76 - Oct. 27th, 2018 03:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - medovaiagora - Oct. 27th, 2018 03:07 pm (UTC) - Expand
Фейсбуков Йосик
Oct. 29th, 2018 10:15 am (UTC)
Полно КСП-шных песен

Которые сами же кспшники и слушали. "Милая моя, солнышко лесное, с дырочкой в правом боку". Народ слушал Аркашу Северного и блатные песни Высоцкого.

А вот блядь кпсшная расползлась по НИИ, где ксерила самиздат и зачитывалась Стругацкими. Начитавшись "Понедельник начинается в субботу", пришла к выводу, что начальство надо прогнать посредством праздника непослушания, запанувать самим и все подправить. Кспшники вешали на стенку потрет Хеменгвея, зачитывались "Путешествиями дилентанта" Окуджавы и в 70-е косяком шли в "Театр на Таганке". В результате Поганкиного театра имеем кинематограф 70-х с его мрачностью, тоскливостью и фигой в кармане. Всяческие "Осенний шмарофон", "Гараж" и прочие замученные режимом басилашвили. И пропитанный фальшью официозный пафосный кинематорграф, слепленный ими на коленке ради заработков. "Приезжай ко мне на БАМ, я тебе..."

Сегодня, на выходе имеем деревянноголового Болдырева. Именно, что оно. С дырочкой в правом боку.

И хрен кспшники признаются, что они гниль. Нет, они упорствуют, что они цветы добронравстенности. Ведь они же "хорошего хотели". Но обличать они горазды. "Не так насралось".

Гитары надо жечь.

Latest Month

April 2019
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930    

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner