Текст по-русски здесь, а видео я выкладываю для того, чтобы интересующиеся темой могли посмотреть и послушать человека, которого люди, близко его знающие, - и духовные лица, и миряне, - уважительно именуют "максимально близким к тому, что мы понимаем под святостью". Потому что, согласитесь, одно дело читать буквы, и совсем иное - интонации, мимика, глаза, в конце концов. Всматриваясь и вслушиваясь, сравнивая с другими, более публичными коллегами, можно многое понять...
Теперь о земном. Руководство РПЦ вплотную подошло к точке не то чтобы невозврата, но качественнного ужесточения конфликта, но, подойдя, все еще пытается сгладить, намекая на готовность к "возобновлению диалога на дороге с двусторонним движением", то есть, раз уж г-н Архондонис так уперся, на возможность компромисса в случае, если Фанар перестанет действовать так нагло и напористо. Это хорошее предложение, и оно наверняка было бы рассмотрено, вот только вся проблема в том,
что Фанару как раз и поставили задачу действовать по самому максимуму нагло и напористо, и тут уже "автокефалия" (да, в общем, и ментальный разрыв русского народа) не так важны, как сколь можно более болезненное унижение Российской Федерации на виду всего мира, и далеко не только церковного. Грубо говоря, фанариотам предписано опустить не Данилов монастырь, а Кремль, и чем болезненнее, тем лучше. И потому не раз помянутый в моем блоге Иов (Геча), уже предвкушающий кайф от клобука,
на жесткие заявления и мягкие пояснения Синода РПЦ отвечает отповедью. Как глупым школьникам, свысока поясняя московским коллегам, что "все автокефалии (кроме "древних") были дарованы поместным церквям нами" (то есть, Византией, каковой Фанар себя по-прежнему считает), и ничуть не оспаривая, что нынешние факторы - политические, но подчеркивая, что ничего страшного в этом Фанар не видит потому что все объективно, а с объективной реальностью не поспоришь. Точка.
А далее уже просто пинки и плевки. Возможность предоставления автокефалии не Константинополем, а Даниловым монастырем (то есть, по факту, возможность РПЦ хотя бы сохранить лицо) отметается на корню: нет, "РПЦ не имеет права предоставлять автокефалию украинской, как и любой иной церкви, ибо это является прерогативой "Константинополя", как "первого среди православных в мире". Ага. В полном императиве. Хотя и брехня (поляки с финнами подтвердят). И вслед за тем окончательное, наотмашь: "Интересно подчеркнуть,
что никогда не было дано православной церкви в России томоса об автокефалии", - иными словами: коллеги, а ведь вы, если по чесноку, всего лишь наша митрополия, вот и знайте свое место (опять брехня, но в императиве), - и в финале гвоздь по шяпку: а все ваши "угрозы насчет разрыва общения" и "запугивания повторением великого раскола являются ничтожными". То есть, - прямее некуда, - мы тут у себя в Фанаре, тщательно отследив все действия Москвы за четыре года, уверены: слов будет много, а дела ноль.
В общем, если совсем отжать воду и позволить себе забыть, что речь идет о горнем, в ответ на классическое "Ребята, давайте все-таки жить дружно!" - не менее классическое "А ты меня забодай!". В полной уверенности, что озверина у противостоящей стороны не было, нет и не будет. Что, на мой взгляд и на основе многолетних наблюдений, скорее всего, соответствует истине. Завись хоть что-то от Данилова монастыря, я, вероятно, полагал бы иначе, но это политика не Данилова монастыря, и от него, увы, не зависит ничего.
Но, впрочем, зачем яриться на сломанный тростник?..