?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Ликбез: ГОПАКИАДА (4)


Ян, помнящий родство

Дабы не повторять в сотый раз уже сказанное, предлагаю прочитать: http://www.apn.ru/opinions/article19484.htm
http://www.chaspik.info/bodynews/3296.htm
http://russedina.ru/frontend/former/ukraines?id=13043
Смею заверить, факты изложены подробно и точно. Но – тенденциозно. В трактовке авторов Иван Выговский – предатель, достойный наихудших оценок. Что не есть хорошо, поскольку любой адепт новой украинской мифологии, прочитав, тотчас скажет, что веры таким материалам быть не может. Иными словами, форма имеет свойство перекрывает содержание, не позволяя понять, как оно было на самом деле. Поэтому, не пытаясь излагать ход событий, последовавших за смертью Хмельницкого (кто хочет, может пройти по предложенным ссылкам), рискну проанализировать претензии уважаемых авторов к Ивану Евстафьевичу. Глядишь, что-то путное и выплывет.

Прежде всего, согласимся: пан Выговский брал на лапу. У всех подряд. И, согласившись, забудем. Да, несомненно, брал. Ну и что? Все брали. И сейчас берут. Устройство «правильных» женитьб тоже в упрек не поставим: браки в своем кругу (а желательно и выше) разумные семьи практикуют по сей день, тогда же это вообще было основой политических отношений. Понятно и стремление приближать родню и земляков: любому руководителю нужны преданные люди, а кому и доверять, как не «родной крови» или друзьям детства? Говоря серьезно, человек, вне всяких сомнений умный и ответственный (бессменный «канцлер», ответственный за внешнюю политику, да и за внутреннюю, видимо, тоже). Образованный (до войны в суде работал). Судя по всему, непьющий, что по тем временам и местам равно чуду, или, по крайней мере, пьющий мало и без удовольствия. Кроме того, волевой, тактичный, сдержанный (кто имел горе общаться с пьяными неврастениками, подтвердит, что «убалтывать» их куда как нелегко, а Хмельницкий, неврастеник тяжелейший, да к тому же еще и алкоголик, Ивана Евстафьевича во хмелю слушал и делал, как тот просил). Учитывая, что все «золотое десятилетие» трудился на серьезных постах в Комиссариате Речи Посполитой над Войском Запорожским, вполне вероятно, что был униатом (документов, кажется, нет, но православных в польской администрации не держали, а архивы в подобных случаях post factum чистят добела). Происхождения неказацкого, в Войско попал случайно, но, тем не менее, ближайший к Хмельницкому человек (не зря же любимую, единственную дочь гетман отдал именно за его брата, хотя имел склонность к бракам уровнем выше – сыну, скажем, сосватал аж молдавскую княжну). Даже после смерти гетмана был верен его памяти: наследника, Юрка, пальцем не тронул, как в то время водилось, и даже власть у него формально не отнял, так и оставшись гетманом «на то время» (а что взял полноту власти на себя, отослав парнишку учиться, так это самому же мальцу было лучше, чем, как вышло с его ровесником Ричардом Кромвелем, служить оберткой, прикрывающей реально властвующие кланы, да и надо ж будущему гетману иметь образование).

Что же до политики, то как хотите, а для меня совершенно несомненно: Выговский, против своей воли оказавшись среди мятежников, хоть и оценил по достоинству выгодные аспекты сложившейся ситуации, своим статусом «бунтовщика» тяготился, считая идеальным вариантом завершения войны признание конфликта гражданским и почетного примирения. И в этом, несомненно, полностью сходился с Хмельницким, который до последней возможности делал максимум для того, чтобы заставить элиту Речи Посполитой перейти от «двуединой» федеративной системы к «триединству», и дал старт «московскому проекту» лишь после Батога. Когда стало ясно, что война пошла на уничтожение, а сам он для поляков стал даже не врагом номер один, а воплощением зла, причем на многие поколения вперед. У Выговского такого ограничителя не имелось, он, напротив, был своего рода «жертвой обстоятельств», говорить с поляками мог безо всяких предубеждений. И, несомненно, говорил. Безо всякого шпионажа и, скорее всего, с ведома Хмельницкого. Имея для этого, как руководитель не только дипломатического ведомства, но и разведки, во все времена тесно связанной с дипломатией, массу возможностей, как официальных, так и не совсем, и совсем не. А говорил, скорее всего, о том, что «домашняя война» - трагедия для всей семьи, что судьба Руси (что такое Украина он знать не знал) на западе, а не на востоке. Не в варварской, то есть, Москве, где самый обычный рокош против царя считается государственным преступлением, у хлопов есть какие-то права, и совершенно нет секса. Короче говоря, ни о каких намерениях «изменить русскому царю» речи быть не может, поскольку Иван Евстафьевич клятву, по воле обстоятельств и гетмана данную в Переяславе, действительной, безусловно, не считал.

А вот Гадячским договором, напротив, «на тот час гетман» имел все основания гордиться. Политика, не удержусь от трюизма, искусство возможного, а он, по сути, сумел сделать то, чего не удалось и Хмельницкому на пике успехов - выторговал у Речи Посполитой не просто максимум возможного, но даже  сверх того. Шляхта получала реституцию имений, но и казачество приобретало право на землю, а старшина сохраняла имения, взятые по праву войны. Католикам дозволялось жить на территории Малой Руси, но униатство и миссионерство запрещались напрочь, а православная церковь уравнивалась в правах с католической (и зная хватку святых отцов, можно уверенно утверждать, что сильно разгуляться «папежникам» бы не дали). Территория, подведомственная гетману, вновь возвращалась в границы, очерченные в Зборове, что перечеркивало позорный Белоцерковский пакт, восстанавливая утраченное Хмельницким. Самое же главное (на это мало кто обращает внимание, а зря), «Великое Княжество Русское», о котором идет речь в документе, это не какая-то расплывчатая «Гетманщина». Это статус, реальный и легитимный. Сильно поумнев, Варшава дает «добро» на то, что раньше категорически исключала, признавая, что отныне Речь Посполита может существовать только в качестве триединой федерации, одна из составных частей которой исповедует православие. И сверх того, само понятие «княжество» подразумевает сословную реформу. Раз есть «князь» (по факту им, как и князем литовским, становится пан круль), то есть и соответствующая социальная структура. Проще говоря, казаки наконец-то обретают легитимный статус, из непонятно кого становясь дворянами, той самой православной шляхтой, которой раньше быть не могло по определению). Конечно, идеала не бывает, крестьянство, например, проигрывало по всем статьям, оказываясь не просто в положении «до событий», а в гораздо худшем, но интересы «быдла» старшина, в том числе и Хмельницкий, в счет не брали никогда, а казаки как раз от этого пункта выигрывали, вместе со шляхетством получая и крепостных. В общем, Выговский совсем не зря держал его до времени в секрете от «масс», позволив огласить только в критический момент – на Гармановской Раде, как джокер, перебивающий все козыри. Однако просчитался, и без ответа на вопрос «почему» двигаться дальше мы не вправе…

Понимал ли Выговский, что оппозиция его курсу будет неизбежно? Естественно, как умный и опытный человек, не мог не понимать. И подстраховывался на полную катушку, стараясь учесть все. Против упреков в измене православию – договоренность с митрополитом, гневом которого так уверенно грозил Пушкарю. Против Москвы, которая утираться не станет (столько средств вложено!) – корпуса Анджея Потоцкого и Ежи Немирича (поляки воюют с Россией, а враг моего врага – мой друг) и Орда (в полном соответствии со стратегией Хмельницкого). Против излишне диссидентствующей старшины – эшафот (чем, в самом деле, Яшка Барабаш лучше Осипа Гладкого, казненного Хмельницким за неподчинение гетманскому курсу?). Против запорожцев, которые любой твердой власти враги, а равно и «быдла», которое неизбежно взбунтуется, увидев первого же вернувшегося пана, - полки немецких и венгерских ландскнехтов. Короче говоря, учтено было решительно все. Кроме уровня народного возмущения. Как ни талантлив и  опытен ни был Иван Евстафьяевич, не было у него той звериной, «ельцинской», что ли, интуиции, которой в полной мере был наделен Хмельницкий, и которая делает человека не просто лидером по должности, а вождем народа, способным в переломные моменты истории улавливать малейшие колебания настроений масс, оседлывать их и всегда оставаться на гребне. К бунту «быдла» он был готов. К запорожским мятежам и шалостям отдельных конкурентов тоже. Но к тому, что от него, такого предусмотрительного, начнет бежать старшина, хорошо осведомленная о преференциях, дарованных ей Гадячским договором, что уход «москалей» никак не разрядит ситуацию, что горожане, которым он подчеркнуто покровительствовал, щедро раздавая привилегии, начнут резать польские гарнизоны, что мобилизовать казаков придется под угрозой децимаций, что, наконец, реестровые, услышав на Гармановкой Раде о своем грядущем шляхетстве, которым они обязаны лично ему, Выговскому, поднимут докладчиков на копья, - к этому вряд ли. А потому заметался и начал творить ранее не свойственные ему глупости, ничего не исправляющие, а только добавляющие жара в огонь. Никак иначе нельзя расценить, например, отчаянную просьбу к хану как можно дольше не уходить (ранее татары приходили, разживались полном и уходили), подкрепленную официальным разрешением грабить подведомственные гетману города («Даде на разграбление и пленение Гадяч, Миргород, Обухов, Веприк, Сорочинцы, Лютенки, Ковалевку, Бурки, Богочку...»). То есть, Хмельницкий, конечно, тоже платил хану двуногим скотом и его пожитками, но делал это культурно, как бы не будучи в силах остановить «союзников», никогда не давая летописцам оснований обвинить себя в сознательном сотрудничестве с людоловами…

Такие вот вареники со сметаной. Осталось добавить разве, что позже Иван Евстафьевич, возможно, понял, что к чему. Поскольку все же добровольно отослал преемнику, Юрку Хмельницкому гетманские «клейноды» и печать, которые мог и оставить при себе, сохраняя тем самым хотя бы толику легитимности. Да и расстрел его по обвинению в связях с «московской стороной» навевает некоторые сомнения, поскольку казнен он был фактически без суда, будучи по рангу сенатором Речи Посполитой, а Речь Посполита была достаточно правовым государством, чтобы сенатор имел право быть выслушанным в суде. Кроме, разумеется, случаев, когда вина была очевидна, а разбирательство грозило уронить престиж державы. Впрочем, все это, правда оно ли нет, для нас уже совершенно не важно. Куда важнее, что, во-первых, события 1657-1659 годов, связанные с именем и деятельностью Ивана Выговского, однозначно подтвердили: абсолютное большинство населения Малой Руси, и казачества в том числе, не приемлет Эуропу ни в каком виде, а хочет «царя восточного» и готово за это бороться. А во-вторых, первые «ущемления» свобод Малой Руси (введение войск в города, назначение воевод и установление общего контроля Москвы над ситуацией) состоялись не в нарушение статей Переяславской Рады 1654 года, а на основании решения и просьбы Второй –  тоже Переяславской. О которой нынешние украинские мифотворцы почему-то предпочитают не помнить. 

 

Comments

( 15 comments — Leave a comment )
dezhnyuk
Jan. 24th, 2009 01:57 am (UTC)
"Куда важнее, что, во-первых, события 1657-1759 годов, связанные с именем и деятельностью Ивана Выговского, однозначно подтвердили: абсолютное большинство населения Малой Руси, и казачества в том числе, не приемлет Эуропу ни в каком виде, а хочет «царя восточного» и готово за это бороться."
Холопу - холопская судьба:-)
Хотя пойди разберись, под кем было хуже быть холопом - под ляхом или москалем:-)
putnik1
Jan. 24th, 2009 02:12 am (UTC)
Скажем так:
1) В Польше "хлоп" был вещью. Без всяких прав вообще. В России на тот момент - лично свободным, но прикрепленным к земле.
2) В Польше православие гарантировало даже не второ-, а третьесортность, примерно как католичество в Англии в наихудшие времена.
Вот и критерии.
dezhnyuk
Jan. 24th, 2009 02:15 am (UTC)
Замечу , что если православие в Речи Посп. было религией холопов, то в Англии католичество принимали\оставались верными как раз представители элиты.
Кстати, о Яреме Вишенвецком не напишете?
putnik1
Jan. 24th, 2009 02:20 am (UTC)
Поклон Вам, Ваше преподобие...
Отвечаю.
Насчет Англии - ошибка. Последние католики в элите кое-как досуществовали до начала 17 в., неуклонно теряя позиции, преференции и так далее, а потом и вовсе сошли на нет. Даже сейчас в тех краях принятие католичества рассматривается как нечто скандальное (Блэр, например). А в Ирландии после Лимерикского договора право решать, быть ли католиком, предоставлялось верующему, но оставшиеся католиками теряли дворянство и земли.
dezhnyuk
Jan. 24th, 2009 04:24 am (UTC)
1)Обмениваемся любезностями:-)
2) Я имел в виду, что римо-католичество привлекало немало среди эстаблишмента и "мозгов" Англии. Другое дело, что исповедовать католичество\выражать симпатии открыто стало более чем опасно\невозможно после 1514 и особенно 1606\43.
farnabaz
Mar. 7th, 2009 11:41 am (UTC)
Разобрались , разобрались;))
"разберись, под кем было хуже быть холопом - под ляхом или москалем:-)"

А что выбор Вам не нравится-так мы не червонец
putnik1
Mar. 7th, 2009 12:16 pm (UTC)
Re: Разобрались , разобрались;))
В такой формулировке получаются два не червонца... -))
a_pereswet
Jan. 24th, 2009 10:46 am (UTC)
В который раз с неподдельным восхищением читаю Ваши материалы!
Завидую этой способности говорить без гнева и пристрастия.
shulhatar
Jan. 24th, 2009 06:10 pm (UTC)
"А во-вторых, первые «ущемления» свобод Малой Руси (введение войск в города, назначение воевод и установление общего контроля Москвы над ситуацией) состоялись не в нарушение статей Переяславской Рады 1654 года, а на основании решения и просьбы Второй – тоже Переяславской. О которой нынешние украинские мифотворцы почему-то предпочитают не помнить."
Помнят. В вузовском курсе истории она есть, но по официальной версии второй Переяслав принял свои судьбоносные решения под давлением русской армии, окружившей город.
Кроме того, делегаты Рады потребовали предъявить им текст Статей Богдана Хмельницкого 1654 года. В гетманском архиве их не нашлось (оно и неудивительно - после бегства Выговского в Чигирине не то что документы - булава временно пропала). Тогда расторопные московские дипломаты принесли бумагу, якобы являвшуюся русским экземпляром Статей. В этом документе отдельные пункты были "уточнены" в интересующем Кремль направлении. Рада поспорила, да и приняла новые-старые Статьи.
Да, кстати: воеводу и гарнизон в Киев пригласил ещё Хмельницкий-старший в 1654 году (прежде всего как лишний козырь против поляков). Так что русским послам в 1659 году потребовалось лишь подкорректировать этот пункт, расширив список городов, а не выдумывать право России на гарнизоны с нуля.
shulhatar
Jan. 24th, 2009 06:16 pm (UTC)
"абсолютное большинство населения Малой Руси, и казачества в том числе, не приемлет Эуропу ни в каком виде, а хочет «царя восточного» и готово за это бороться"
В ситуации конца 1659 года - да. Но уже в 1660 году Правобережье ушло под польский контроль (армию Шереметьева при этом сдали татарам в рабство), а более пророссийски настроенное Левобережье в 1668 году вырезало русские гарнизоны и признало власть правобережного протурецкого гетмана Дорошенко.
Украина в третьей четверти семнадцатого века меняла политическую ориентацию как бы не ежегодно (причём в разных регионах - по разному) в зависимости от последних по времени действий армий и гражданских администраций трёх великих держав, боровшихся за власть над этими землями.
putnik1
Jan. 24th, 2009 08:57 pm (UTC)
Обо всем будет... обо всем... :)))
vvp1302
Jan. 24th, 2009 11:20 pm (UTC)
Ждем...
Ждем, как всегда, с нетерпением :))
kouzdra
Feb. 1st, 2009 02:08 pm (UTC)
Там еще надо иметь в виду, что в 1655-1658 гг полякам было совершенно не до украины - это время т.н. "шведского потопа" и некоторое время вопрос стоял о сохранении независимости самой Польши, потому видимо они и оказались столь сговорчивы. Равно как по мере стабилизации ситуации, возникало естественное желание условия переиграть.
putnik1
Feb. 1st, 2009 05:02 pm (UTC)
Безусловно.
farnabaz
Mar. 17th, 2009 06:38 pm (UTC)
C паном Выговским было такое дело :
Пан незадолго до измены обратился к царю-батюшке с прошением о новых больших пожалованиях.Пану вовсе не отказали, но так вот, сразу,не пожаловали, что тяжко отозвалось в его свободолюбивом сердце.
( 15 comments — Leave a comment )

Latest Month

July 2019
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner