ЛВ (putnik1) wrote,
ЛВ
putnik1

Category:

ВЕК ПРОСВЕЩЕНИЯ



Как ни относись к личности и мотивам Никиты Сергеевича, тема актуальнее некуда...


Уже рассказывал, но, видимо, стоит вернуться к истории о том, почему я оказался в Испании, притом, что в Израиле все, кроме климата, было вполне нормально, а по мнению моих жены и тещи, - к слову сказать, славянок на 292%, - так и вовсе превыше всех похвал.

Так вот, проблема возникла в тот момент, когда Дария Львовна подросла и надо было идти в школу. Там, в Израиле, хорошие школы, однако, изучая предмет, мы с женой выяснили нюанс, интересный со скажем так, методологической точки зрения. И нас напрягло...

Очень коротко, по сути. Самое главное, чем учат в израильских школах - это умение адаптироваться в обществе. Или как там говорят: "искусство дружить". То есть, гармонично сочетать индивидуализм с коллективизмом, разделять "общечеловеческие ценности", верить СМИ и так далее.

Пробретение знаний тоже важно. Но тут подход иной. Первые три года детей учат письму, чтению, счету и держат в ежовых рукавицах, а потом лет на пять-шесть вожжи отпускают, и дальше учителя работают на совесть, но проверок никаких.  Заставлять нельзя. Ругать нельзя. Нужно уважать личность.

В итоге, чтобы ребенок учился по-настоящему хорошо, на перспективу, его нужно держать под постоянным жесточайшим контролем, а это, - при полном (вплоть до вмешательства ювеналки) запрете на "подавление личности" и особенностях переходного возраста, - запредельно тяжело.

При этом, что важно, несколько лет выдержав ученика в состоянии полной вседозволенности, в последние три года к нему начинают предъявлять максимальные требования по полной программе за все минувшие годы, отсекая всех, кто по итогам накопленных знаний не готов идти дальше.

Это, к слову сказать, разумно. Количество обладателей дипломов не должно превышать вменяемый оптимум,  дипломы должны быть не филькиными грамотами для почесывания эго, а гарантией реальной квалификации, - и кстати, в этом смысле совершенно права г-жа Голодец.

Следует отметить, - позже мы это поняли, - такая система свойственна не только Израилю, но и всем странам Запада, а логика здесь в том, что образование дает путевку в элиты (всякие, не только управленческие, там как раз этот фактор не очень важен), а излишки элит не нужны.

То есть. Заранее определено  количество нужных в будущем инженеров, врачей, юристов и тэдэ, и "этап вседозволенности" позволяет государству естественным порядком отделить овец, которые пойдут дальше, от козлищ, судьба которых рыть канавы, чинить авто, сидеть на кассе etc.

Ну и, уразумев все это, прикинув возможности противостоять иноязычной среде со своими правилами, мы поняли, что нужно искать школу, где детей, скажем так, учат учиться, прививают уважение к дисциплине и ориентируют на будущее, - то есть, частную, работающую по старым канонам.

Но уперлись в стенку: в Израиле, государстве во многом так и оставшимся социалистическим, частных школ (как официально "элитарных") практически нет, а пара-тройка миссионерских  недостижимы, поскольку записывают в них, как при Петре в полк, с трех лет. Да и далеко. И в результате...

В результате супруга нырнула в Сеть и выяснила: лучшее, что есть, это "британский вариант", но на  Острове это удовольствие дико дорого  и нам не потянуть, так что, выбирать надо из филиалов в Испании или Ирландии, где куда дешевле, а дальше уже исходили из климата.

Ну и... Сегодня, снаряжая Дарию Львовну в десятый класс, мы довольны. Это очень тяжело, на это уходит едва ли не треть совокупного семейного дохода, но оно того стоит: дочь в совершенстве болтает на четырех языках, плюс японски и корейский, определилась со специализацией, четко знает, quo vadis, и билет в элиты второй четверти ХХI века ей, можно предполагать, обеспечен. Все прочее зависит уже только от нее.

А теперь вернемся к теме, затронутой г-м Михалковым.



Констатация насчет "просвещения, как гарантии выживания", безусловно, верна. Все прочее бла-бла, но с этим не поспоришь. Однако  просвещение туземцев в колониях нового типа, - то есть, на просторах бывшего Союза и "соцлагеря", - в планы Хозяина не входят, и система тут работает другая.

Возможно, кто-то помнит, - по итогам поездки в Болгарию я рассказывал, - образование там очень средненькое. Еле-еле. Но зато активно внедряется целый ряд западных (в основном, американских) программ по работе с детьми на предмет выявления талантливых и перспективных.

Это очень серьезная, обстоятельная работа. Детишек, подающих надежды, - в болгарском варианте, но такая же методика действует и в Словакии, и в Румынии, и вообще, - выделяют на ранних этапах и начинают спонсировать грантами, поощряя и приучая к "западной системе ценностей". А потом...

А потом, - рассказывали люди, прошедшие весь путь, - избранные получают возможность сделать бакалавриат в Американском Университете в Благоевграде. Естественно, за счет Хозяина.  Становясь "новой национальной интеллигенцией", по гроб жизни ему верной. А  лучших  направляют в Будапешт, где они делают магистратуру, и вернувшись домой, становятся "элитой элит".

Но самые сливки увозят за океан, шлифовать до PhD, и уже там, в Америке, происходит последний отбор. Те, кто показал, что способен проявить себя в реальной науке, отправляются в НИИ, работать на благо себе и Штатам, а  прочие возвращаются на исторические родины, где продвигаются на ведущие позиции в СМИ, проамериканских (а других нет) партиях и управленческих структурах.

А теперь очень важный нюанс: вся эта сложная система, хороша она или нет с точки зрения морали, предельно практична. Высокие баллы в школе (причем, в высших классах уже со специализацией) реальны, потому что без реальных знаний не получишь гранты в универе. Дипломы универа - реальная гарантия наличия знаний, ибо просто бумажка не обеспечит работу и карьеру.

Но самое главное: наличие диплома и реальных знаний гарантирует возможность развития только в своей отрасли, но не в общественной деятельности и не в госструктурах. Там вступают в силу правила уже совсем иной игры, и специальность может быть разве что подспорьем.

И вот отсюда можно уже подходить к резюме.

Насколько я могу судить по данным из открытых источников, реформы образования в Российской Федерации, Украине и прочих перевариваемых территориях, в принципе, идут в русле изложенной схемы. Но с тем специфическим отличием, что на Западе (проверено) ни баллы, ни дипломы не покупаются, поскольку нужды в этом нет: там готовят специалистов, а не управленческие кадры с дипломами для галочки в анкете. А вот на просторах СНГ все не совсем так.

Ну и тпру. В общем, по сути, ремейк давно известного: "Ни в коем случае не следует давать местному населению высокое образование... Вполне достаточно обучать местное население, в том числе т. н. украинцев, только чтению и письму... Вместо нынешнего алфавита в будущем в школах надо ввести для обучения латинский шрифт", - но в новом, более гламурном оформлении.

В общем, правильно. На постсоветском пространстве Хозяин (что тот, что этот) не нуждается ни в науке (способных ребят определят и вывезут), ни в мощной промышленности (на фига конкуренция?), ни в профи высокого класса  вообще. Ему нужны управленцы, организующие эксплуатацию этих территорий и их обслуга, а все остальное, с точки зрения продуктивности, неликвид. И дорого, и ни к чему.

Так вот, возвращаясь к "Бесогону". Бесспорно, г-н Михалков во многом прав. Но если рассматривать проводимые в  Российской Федерации реформы просвещения не как социальный бред, бессмысленный и беспощадный, но с точки зрения хоть какой-то логики, в итоге сложно не прийти к выводу, что целью их является именно переформатирование принципов распределения образования в социуме.

То есть, те, кто имеет возможности с детства готовить детей для реально "высших уровней" (ясно, что с какой-то градацией), тот молодец. Кто имеет возможность стимулировать получение баллов и каких-то дипломов, то есть, создать условия для прорыва чад в управленцы и их обслугу, тот тоже орел. У кого возможностей нет, но есть талант, того приберут к рукам в кредит,

а остальным - "обязательный оптимум":  азы письма, чтения, счета, профессиональные трудовые навыки, конечно, English на базовом уровне и - ведь туризм  в экзотику, где samovar and balalayka будет интересен многим, - техника здорового секса. Прочее - бессмысленно, а значит, излишне.



И если это, с поправкой на некоторый гламур в плане  возрастных рамок и ширпотреба, в самом деле, так, - а подвижнический труд г-д Ливанова и Фурсенко в сочетании с не  слишком впечатляющими успехами в производстве товаров "группы А" дают основания полагать, что это именно так, - я не понимаю, зачем Никита Сергеевич рвет глотку...




Tags: без политики, вероятное, вопросы теории, тенденции, только факты
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 63 comments