ЛВ (putnik1) wrote,
ЛВ
putnik1

ВСЕ, КРОМЕ...



Победившая на выборах "Грузинская мечта" намерена кардинально изменить политику в отношении Абхазии и Южной Осетии. Новое грузинское правительство готово вступить в прямые переговоры с руководством двух республик...  "Все, кроме признания независимости" – таково рабочее название новой концепции...

Очень интересная инициатива.
По крайней мере, четко определена линия, дальше которой новые власти Тбилиси отступать не станут.
Единые границы, флаг, гимн, герб, валюта, гражданство и один голос в ООН.
Это не оспаривается.
Обо всем остальном можно говорить.
А и давайте-ка поиграем в бисер...


Что совершенно ясно?
Совершенно ясно, что власти и население обеих мятежных республик ни в коем случае не дадут согласие на "возвращение в состав", хотя бы и на правах "самой широкой автономии". Хотя бы по той простой причине, что любая "самая широкая автономия", как показывает пример Украины (Крым) и той же Грузии (Аджария) не гарантирована ничем, кроме доброй воли Центра, которая при определенных обстоятельствах может стать очень даже недоброй. А раз так, то просвет появляется только в случае принципиального переформатирования основ государственного устройства нынешней Грузии.

Предположим, парламент Грузии принимает Конституционный Акт о преобразовании государства в триединую федерацию, состоящую из трех равноправных субъектов: собственно Грузии в ее нынешних границах де-факто и бывших автономных единиц, ныне считающих ся независимыми государствами, причем Акт этот вступает в силу только будучи принят и ратифицирован всеми тремя парламентами. Тогда же начинается процесс возвращения беженцев, причем власти всех трех субъектов федерации вправе представить списки лиц, чье возвращение нежелательно в связи с известными событиями конца прошлого века.

Разумеется, все три субъекта новообразованной федерации юридически абсолютно равны и каждая из них обладает всей полнотой юрисдикции на своей территории, за исключением функций, по общему согласию делегированных федеральному центру. Гарантией стабильности такой конструкции может стать формирование двухпалатного федерального парламента, избранного на основе строжайшего количественного паритета, то есть, с одинаковым количеством депутатов нижней палаты для всех трех субъектов (скажем, те же 150 мандатов, но по 50 от каждой из республик) и одинаковым же количеством "лордов" верхней палаты, разделенной на три "секции".

При этом любые решения нижней палаты могут быть приняты большинством голосов, но законную силу приобретают в случае утверждения не менее чем двумя "секциями" верхней палаты, и, - в особо важных, оговоренных законом случаях, - ратификации парламентами субъектов федерации. Что касается поста главы государства, то лидеры (спикеры парламентов) субъектов федерации, по положению входя в ПрезидентскийСовет, поочередно (раз в год) сменяют друг друга на посту его председателя, любое решение которого должно быть визировано, как минимум, одним из коллег.

И наконец, учитывая категорически разные подходы субъектов федерации по вопросу о вступлении в НАТО, одна из статей Конституционного Акта должна фиксировать нейтральный, внеблоковый статус федерации, как непременное уловие ее учреждения, а любые попытки изменить эту норму могут быть осуществлены только по итогам согласия на это парламентов всех субъектов федерации. Гарантом чего может стать постоянная трехсторонняя международная комиссия в составе двух, скажем так, заинтересованных арбитров (США и России) под председательством арбитра незаинтересованного (Индии или, допустим, Ирана).

Думается, при общем согласии трех сторон на эти, в общем, не очень напряжные условия, и готовности крупных держав стать арбитрами, переговоры могут стронуться с мертвой точки. Правда, могут возникнуть сомнения:
(а) справедлив ли паритет при немалой разницы в населении?
(б) справедливо ли, что один из субъектов потенциальной федерации (Сакартвело) рискует оказаться в невыгодном положении (всегда один голос против двух)?

Ответ прост: ничего страшного.
Во-первых, на минувших выборах миллионный Тбилиси избрал 7 депутатов (столько же, сколько 7 периферийных районов общей численностью около 100 тысяч душ),
а во-вторых, никто не мешает тем же Конституционным Актом придать статус субъекта федерации и Аджарии, изменив формулу с 2:1 на 2:2. А то и на 2:3, - если аналогичный статус будет конституирован и для Мегрелии.

Таким образом, основное условие Тбилиси соблюдено: мятежные регионы получают все, кроме независимости.
Но ведь именно об этом и шла речь.
Tags: абхазия, вопросы теории, грузия, империя добра, осетия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 87 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →