ЛВ (putnik1) wrote,
ЛВ
putnik1

Categories:

БЕЗ ЛИШНИХ СЛОВ (2)



Цитата

escapistus wrote:
2 Сент, 2012 21:15 (UTC)
Лев Вершинин! Мне надо дать определение слову "жид". Такое явление существует, я удостоверился.
Вы под него не очень подходите, хотя, меня и уговаривали некоторые поминаемые вами персоны. Даже поздравляли с успехом в связи с относительным забаном после Крымска. У вас, еврея, есть идеи, что такое "жид"? У меня есть, но больно расплывчато. Но есть! И евреи подходят под него более всех остальных. Я серьезно. А было бы удивительно, если б не так, правда?


putnik1 wrote:
2 Сент, 2012 22:15 (UTC)
"Жид" (в иврите "йехуди") - в самых разных языках производное от "иудей" (человек, исповедующий иудаизм). В подавляющем большинстве языков никакой оскорбительной коннотации не имеет, спокойно используется, как самоназвание. Негативный оттенок приобрело только в русском. Почему? Потому, что в России евреев практически не было аж до второй половины 19 века, а со второй половины 19 века в каhалах "черты оседлости" Российской Империи (и нигде больше) начало оживать прочно забытое библейское слово "ибри" ("еврей"), имеющее не столько религиозный, сколько протоэтнический оттенок. Оно, в отличие от "жид" стало считаться допустимым и приемлемым.

Почему в России "жид" стало оскорбительным, второй вопрос, но и на него несложно ответить.

angry_mishka wrote:
2 Сент, 2012 22:21 (UTC)
Лев Ремович, а ответьте. Пожалуйста.
А то я ничего внятного не нашёл. Уж не знаю, мож плохо искал? Но вроде нет - в гугле и яндексе на забанен. Но на библиотеку ради этого не готов потратить время. А вы ведь уже знаете. Может поделитесь?


escapistus wrote:
2 Сент, 2012 22:47 (UTC)
Нет, нет, Лев, я вас не про этимологию спрашивал :)
И как по-вашему, Путник, почему в России слово "жид" приняло оскорбительный характер?
Мой вариант ответа таков.

Матрица иудаизма антагонистична по отношению к Русской матрице. Иудейская матрица и вообще-то враждебна (сама себя так позиционирует) ко всем прочим национальным матрицам. Поэтому "антисемитизм" мгновенно возникает везде, где появляются не просто евреи, а именно носители иудейской матрицы. Но противоречие с русской матрицей сильно особенно. Несовместимые системы ценностей. Именно, несовместимые.


putnik1 wrote:
3 Сент, 2012 12:21 (UTC)
Не вполне согласен.
В общем, на эту тему мною написано аж 3 ликбеза (если хотите, можете заглянуть в архив), но вопрос Вами поставлен не вполне обычно, следовательно, интересно. Не станете ли Вы возражать, если выделю тему в отдельный постинг?



escapistus wrote:
3 Сент, 2012 12:25 (UTC)
Ну, что вы, было бы отлично! Вопрос сложный, а что самое поганое, он становится насущным.




Первая часть этих заметок недаром завершается словами "Хотя, конечно, кому как". В связи с чем, прежде всего, хочу сообщить некоторым участникам обсуждения, - в частности, il_lungo, что будь уважаемый kommari хоть сто тысяч раз по сто коммунистом, Краснодар в декабре 1919 года все-таки назывался Екатеринодаром, и с этим ничего не поделать. Также хотелось бы сообщить некоторым участникам обсуждения, - в частности, il_lungo, - что, ссылаясь на архивные документы, крайне желательно знать, на что ссылаешься. Хотя, конечно, кому как...

Продолжаем разговор.

Корни иудейско-христианского противостояния в Западной Европе (и всех неприятностей, с этим связанных) лежат, во-первых, понятное дело, в религиозной плоскости. Концепция, категорически отрицавшая (а то и унижавшая) Спасителя в те сверх-идеологические времена, когда вопрос спасения души рассматривался, как первостепенный, не могла не вызывать враждебности основной массы населения. Но был и еще один аспект, о котором вспоминают (по разным причинам) много реже: подавляющее большинство иудеев Галлии, Испании, Лузитании, Норика и римской Германии (но не Британии!) были автохтонами. То есть, не "понаехавшими" из Иудеи, а вполне обычными когода-то галло-римлянами, иберо-римлянами и так далее, причем, не деревенскими, а жителями городов.

Приход германцев ситуацию не изменил. Готы, франки, вандалы были христианами-арианами, потом приняли ортодоксию, село уже, в основном, было ортодоксальным, а вот в "старых городах" долгое время доминировал иудаизм, и иудеи исполняли очень важные функции, будучи при хозяинах-воинах купцами, ремесленниками и грамотеями. Позже, по мере возникновения "новых городов", - то есть, появления в ремесле и торговле христиан сельского происхождения, а также грамотеев-монахов, - социальная ниша "христопродавцев" была востребована, началась конкуренция не на жизнь, но на смерть, - и пошло-поехало, усугуляясь тем, что из всех ранее освоенных площадок иудеям оставили ростовщичество, а ростовщиков никто не любит.

При этом, однако, вражда оформлялась, как конфессиональная, и таковой была. На личном уровне конкретного иудея вполне могли уважать и даже любить, что очень точно и четко подметилв в "Скупом рыцаре" Пушкин. Если помните: "Презренный жид! Почтенный Соломон!". То есть, как человек Соломон вполне почтенен, а вот как "христопродавец" достоин презрения. А вот сменив конфессию, немедленно становился вполне своим. Что отмечено и Шекспиром в "Венецианском еврее", где (помните?) дочь Шейлока, приняв христианство, тотчас становится достойна быть женой венецианского нобиля и матерью его детей.

В Восточной Европе, куда иудеи сдвинулись после начала "пошло-поехало", а также на Балканах, ситуация усугубилась. В Венгрии и (особенно) Речи Посполитой социальный расклад был прост и ясен: дворянство и крестьянство - местные, ремесло и крупная торговля плотно занята немцами, и "понаехавшим" иудеям осталось только то, чем они и занялись - обслуживание потребностей панства, не желавшего лично заниматься имениями. А налогичная картина сложилась и в Дунайских княжествах (будущей Румынии), разве что вместо немцев (которые тоже были, но мало) в тамошних городах подвизались греки.

Жид (безо всяких кавычек, это было вполне самоназванием) стал посредником, арендатором, шинкарем, - то есть, мелким эксплуататором, тем более нелюбимым, что он, в отличие от пана, был под боком, еще тем более, что драл две шкуры (для пана и для себя, потому что нужно же было и себе что-то оставлять), еще больще тем более, что, пользуясь навыками, перехватывал на себя мелкую торговлишку и отхожие промыслы и совсем тем более, что, помимо принадлежности к "христопродавческой конфессии", имел еще и привилегии, то есть, принадлежал к эксплуатирующему сословию.

Отсюда ненависть. Правда, и тут, в основном, конфессиональная. Что прекрасно отражено в "Гайдамаках" Шевченко, где резко отрицательный жид-шинкарь, приняв христианство (естественно, православие) мгновенно становится полноценным гайдамакой ("Вот копейка! знак имею!"). Да и жизнь подтверждала: отряды знаменитого Устима Кармалюка всю четверть века его деятельности (здесь) состояли, как минимум, наполовину, из иудеев, а там, где арендаторство и шинкарство не получили распространения (в Карпатах), не наблюдалось и особой ненависти (дружба Олексы Довбуша с мудрецом, основавшис хасидизм, не выдумка, но исторический факт).

И тем не менее, - поскольку иудеи занимались тем, чем занимались, ненависть никуда не девалась и само слово "жид" понемногу приняло негативную коннотацию, став синонимом, - внимание, уважаемый Эскапистус! - "жулика, хитреца, жадины, торгаша" и так далее. И ненависть росла, причем с какого-то момента уже и взаимная, что отразилось и в трактатах поздних талмудистов, наполовину посвященных разъяснениям, как выжить в среде, которая тебя ненавидит, причем, - разумеется! - непонятно, за что (ведь не мы же такие, жизнь такая). Важно отметить, что в Западной Европе до такого не доходило: там неприятие (после погромов конца XI-середины XIII веков, поставивших точку на конкуренции) все же шло чисто по идеологической линии, и поговорки типа "Жид крещеный что вор прощеный" не появилось и появиться не могло (с некоторой поправкой на Испанию, где марраны с XVI рассматривались, как потенциальная "пятая колонна" Турции и Марокко). А вот в Восточной Европе, увы, карта легла как легла. 

В России (Великороссии) все было иначе. Иудейских общин (каhалов) там не было, индивидуально взятых "жидов" (старое, вовсе не оскорбительное тогда слово) насчитывались максимум десятки, прямого зла автохтонам они не приносили, так что неприязнь имела отдаленный, можно сказать, "романтический" оттенок. В первую очередь, "нехристей" не любили именно, как врагов Христианства, самым чистым носителем и хранителем которого, как считалось, являлся Третий Рим, - но не любили издалека, как некую заморскую буку. Правда, власти, видя, что происходит за ближайшей границей, в Польше, принимали меры, чтобы не допустить создания в Империи сословия профессиональных посредников (отсюда и знаменитая резолюция Елизаветы Петровны на прошение польских иудеев о дозволении поселиться в России: "От врагов веры Христовой никакой интересной прибыли иметь не желаю").

Тем не менее, повторюсь, неприязнь была отстраненной, а погромов в России не было никогда, поскольку для погромов нужно иметь, кого громить, а таковых не имелось. Все изменилось после разделов Польши, когда в пределы Империи вошел т.н "Идишленд" (о чем я писал аж в трех ликбезах на тему "Еврейский вопрос"; повторяться не буду, а кто хочет, пусть заглянет под соответствующий тэг). Главное для нас, что вместе с "жидами" пришло и слово "жид", уже заранее несущее негативный оттенок. А затем каhалы "черты оседлости" начали трещать по швам, выпуская в свободный полет ранее непредставимую породу эмансипированных, светских...

Кого?
А непонятно.
Сразу и не сказать.

Иудаизм эти принципиально новые люди отрицали, определения "жид" считали обидным, вместо того, как сказано выше, возродив прочно забытое библейское слово "ибри" ("еврей"), имеющее не столько религиозный, сколько протоэтнический оттенок. Именно его они предлагали обществу, как свое наименование, но общество, учитывая некоторые особенности "эмансипатов", вырвавшихся из каhала, но сохранивших некоторые присущие ему признаки, не готово было их принять, как равных. Тем паче, в товарном количестве (индивидуально-то принимали, и не так уж редко). Так что, в конце концов, два самоназвание, - старое и новое, и только в Российской Империи, - оторвались друг от друга и резко разошлись. Причем, первое, изначальное, стало оскорблением.

Вот, собственно, и все.

И никаких "матриц"... 

Tags: открытым текстом, россия, только факты
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 148 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →