?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



Не стоит винить церковную администрацию в сложившейся ситуации. Церковь попала в историю, которая началась не сегодня и не вчера. Мы несем последствия выбора, сделанного столетия тому назад. Пакт о капитуляции был подписан не нами, мы лишь присоединились к нему, получив его по наследству. Вместе с непреодолимой экзистенциальной любовью к золотым куполам...

Я очень благодарен г-ну Свердлову. Коротко и емко охарактеризовав проблемы, стоящие ныне перед РПЦ, а также, что крайне важно, истоки и причины этих проблем, он, - с одной стороны, действующий иерей РПЦ, а с другой, человек с ярко выраженной гражданской позицией, позволяющие ему, - почему нет? - вести авторскую колонку в более чем рукопожатном СМИ, освободил меня от трудной необходимости писать вторую, завершающую часть "Хроник пикирующего иконоклазма", а заодно и третью, тоже завершающую части ликбеза "Основание и Империя". Остается лишь, по мотивам прочитанного, - и
ни в коей степени не претендуя на оглашение истины в последней инстанции, - поделиться некоторыми немудрящими соображениями...


Пусть хоть порвут меня на куски, как Ипатию Александрийскую, радикалы, но человеку свойственно искать высших смыслов своего бытия. Во всяком случае, если этим высшим смыслом уже не является корочка хлеба, дающая возможность до завтра не протянуть ноги, -  и утрата этой нематериальной, но очень психологически важной детали неизбежно чревата, как ныне модно говорить, когнитивным диссонансом, а если по-простому, тяжелейшим внутренним дискомфортом, делающим жизнь не совсем жизнью.

Смыслы бывают разными. Для России, - или для абсолютного большинства населяющих ее народов, - ideе fix традиционно выражался в идее всеобщего, - не столько материального, сколько морального, - блага. В некоей общепризнанной, одной на всех Высшей Справедливости. То есть, в том самом, руганом-переруганном принципе коллективизма, где триада "Бог (как эта самая Справедливость), Царь (как воплощенный в реале гарант её), Отечество (как совокупность всего, что этот принцип признает)" была ничем иным, как видимым и осязаемым  выражением структуры этой вне-реальной Справедливости. И в этом смысле, подмена Православия, позволившего себе переусердствовать в смысле "симфонии", марксизмом прошла достаточно безболезненно, поскольку категорического ассонанса между концепциями не имелось.

Соответственно, процесс "оцивилизовывания" России начавшийся двадцать лет назад, - по крайней мере, на мой взгляд, это несомненно, - нуждался в абсолютно ином "смысловом оформлении". Ради формирования на низах новых, ранее не имевшихся "групп подержки". И таковым стала новая же, непривычная, чуждая обществу протестантская мораль, где Справедливость понимается, как нечто a priori индивидуальное, а видимым критерием её считается конкретное благополучие конкретного индивидуума. Грубо говоря, процветаешь, значит, прав и (если нуждаешься) угоден Богу, - и тут протестантская мораль плавно переходит в т.н. "готтентотскую" (все, что выгодно мне, есть Добро, все, что не выгодно мне, Зло). Ибо неважно, какой ценой процветаешь: сильный и бесстыжий всегда прав при том условии, что не проигрывает. Поскольку осязаемый личный выигрыш, сам по себе, и есть тот самый высший смысл.

Какое-то время, будем откровенны, новая мораль не вызывала особого отторжения. Избранными надеялись оказаться все. Или, во всяком случае, очень, очень многие. Даже Ксюша Собчак, совсем дитя, не сознающее, что папа уже все сделал, как надо, грезила карьерой путаны. Но как только выяснилось, что коврижек на всех не хватает, а "протестанты" ("готтентоты") жируют исключительно на том, что все остальные бедствуют, маятник пошел обратно, и потребность в Справедливости-Для-Всех вновь встала на повестку дня. А поскольку вернуться в Мир Полдня, который выстраивал Иосиф Виссарионович и старался как-то сохранить Леонид Ильич, уже невозможно (не те социальные реалии, не те технологии, да и время не то), разворот множества простецов к вере (или, как сами они полагают, Вере). А значит, и к Церкви (или иной конфессии), как лакмусу, наставнику и определителю критериев, - стал неизбежен. За неимением ничего иного, дорожишь тем, что есть, - этот нюанс, кстати, очень внятно толкует в своей недавней, спорной и очень интересной публикации Авигдор Эскин (правда, будучи лицом духовным, он считает такой путь единственно позитивным, но это уже вторично).

И вот тут начинается главное.

Для "протестантов" ("готтентотов") такой разворот настроений чудовищно опасен. Он ставит под сомнения даже не юридические обоснования их процветания, даже не политический фундамент их власти, а куда более серьезные материи. Саму, как выразилась бы Надя Толокно, онтологию нынешнего мироустройства. Отсюда и лютый накат на РПЦ, как потенциальную точку консолидации "антиготтентотского" протеста. Причем, - и это очень важно, - накат неосознанный, инициированый, в первую очередь, инстинктом социального самосохранения, когда неприятие уже не нуждается в логическом осмыслении, потому что формируется на уровне подсознания. Правда, подсознательно защищая право на "готтентотство", тусовка все-таки оперирует понятиями все той же Справедливости, - но это свидетельствет только о том, что воспитанная, как ни крути, в традиционных российских понятиях, она (опять-таки, подсознательно) сознает, что не права, и пытается, хотя бы выглядеть, - онтологически, ага! - не Злом, а Добром.

И как быть в такой ситуации РПЦ?

Она, - как структура, состоящая из живых людей, - является отражением взлохмаченного общества.
Она, - как точно отметил г-н Свердлов, - как и очень многие, не сумела сориентировать в хаосе Великих Перемен.
Она, - что вполне естественно, - хворает теми же хворями, что и государство, поскольку традиционный для Православия принцип "симфонии", как и все в мире, имеет не только аверс, но и реверс.
Она, - что еще более естественно, - в силу неотменяемой традиционности, слишком неповоротлива, не, скажем так, креативна, чтобы превентивно вычислять, откуда полетят копья, а тем паче, эффективно контратаковать.

А не контратаковать нельзя.
Потому что ситуация "или-или".
Двум онтологиям не ужиться в одной России, и драка идет на выживание.

Рассматривая ситуацию "агностически", отмечу: попытки определения "Камо грядеши?" есть.
И серьезные.
И реально, подчас до антагонизма, противоречивые.
В диапазоне от полного, вне зависимости от реалий жизни охранительства (в декларациях г-на Чаплина) до готовности, - не озвучиваемой, но явственной, - идти этим самым реалиям навстречу, вплоть до компромисса с "готтентотами" (в рассуждениях г-на Кураева). Что, в обоих случаях, не ведет к Храму, поскольку первый путь (ау, авва Аввакум!) означает, по сути, отход к буквалистскому мракобесию, а второй (ау, тов. Введенский!), будучи пройден до логического финиша, - выход к новой редакции "обновленчества". Вплоть до сомнения в канонах и, как следствие, "православной Реформации" с неизбежной Схизмой (Расколом). То есть, дроблением Церкви на множество маленьких, удобных для всяческих манипулиций "церквушек". Против чего, между прочим, ничуть не возражает (напротив, поощряет и всяко привествует!) широкая "готтентотская" общественность, вполне согласная стать коллективным прихожанином удобного себе (или, если уж говорить начистоту, пляшущего под её дудку) Православия-лайт.

Впрочем, это уже не моего ума дело, да и не вправе.

Зато вполне по уму и по праву могу констатировать необходимость Катарсиса.
Очищения.

Разумеется,  без сомнений в несомненном, типа канонов, иерархии и прочих краеугольных камней.
Тут, что называется, "за аз единый".

И без  показательного (то есть,  лицемерного) ухода в нищество (которое и не нужно).
Благо, Спаситель ткань на хитон нищим не отдал.

Но с максимально гласным и открытым вышелушиванием "внешней" (видимой простецам, за умы и души которых навязана война) грязи, дающей ныне основу для нападок. В первую очередь, - ибо легче, - снизу: от пьяненьких гламурных попиков на невесть откуда взявшихся гелендвагенах до амбициозных недоучек, в великой обиде за собственную несостоятельность готовых, ежели что, писать "открытые письма" под диктовку "готтентотов". А уж затем, - тут можно и без фанфар, в тиши Собора, - и сверху: от тех же "пьяненьких" и "амбициозных", но сумевших дорасти до митр и панагий.

Можно ли без этого?
Боюсь, что нет.

Легко ли это?
Трудно.

Но проиграть "готтентотам" означает проиграть смысл России.
А выигрыш может оказаться невероятным.
От, минимум, общественного признания "золотых куполов" и вплоть до.

И вот все, что я могу на эту тему сказать.

Comments

( 126 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
usovski
Aug. 22nd, 2012 03:00 pm (UTC)
Не те люди во главе РПЦ ныне стоят, увы... Им не до Катарсиса - им бы уже нажитое сберечь, а ежели будет их господу (у них свой бог, в которого они истово веруют, и это - совсем не наш Бог, не наш Господь - у которого "блаженны нищие духом, ибо их есть Царствие Небесное") угодно - то и приумножить. Кадры, кадры! Вот где главная проблема... Не верю я, что Кирилл (не буду его звать Гундяевым, раз вы на это гневаетесь) вообще верует в Бога. Не верю.
quaxter
Aug. 22nd, 2012 04:30 pm (UTC)
интересная у вас, однако
трактовка словосочетания "нищие духом".
впрочем, я такую интерпретацию уже встречал, но тот человек, который в беседе со мной аппелировал к "нищим духом" как к уродливым маргиналам типа бомжей и прочего неопрятного быдла, был далек от христианства, моральных проблем и "духоносности" больше, чем подзаборные кликуши на церковной паперти, и мерил людей исключительно по толщине бумажника или количеству значащих цифр на счету.
профессия такая есть; торговец дорогой аудиоаппаратурой от элитных брендов (так, примерно, чтобы один блок звуковой электроники тянул на несколько десятков тысям зелени).
правда, его вопросы веры или неверия кого бы то ни было во что бы то ни было не волновали совершенно.
на удивление принебесенный, высокодуховный человек.
вам такие не знакомы?
doctor_li
Aug. 22nd, 2012 03:05 pm (UTC)
"В плоть до...
Было бы честное служение, а всё остальное приложится.
РПЦ, как русская церковь, спокон веку брала служивых службой...
cizerot
Aug. 22nd, 2012 03:17 pm (UTC)
Ипатию рвали не атеисты, прямо скажем.
putnik1
Aug. 22nd, 2012 03:25 pm (UTC)
Они не верили в богов. Спорить будете?
(no subject) - cizerot - Aug. 22nd, 2012 03:32 pm (UTC) - Expand
(no subject) - cizerot - Aug. 22nd, 2012 04:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - putnik1 - Aug. 22nd, 2012 04:13 pm (UTC) - Expand
(no subject) - chernogvardeec - Aug. 22nd, 2012 03:32 pm (UTC) - Expand
ashesbeats
Aug. 22nd, 2012 03:38 pm (UTC)
> Кому нужен храм в который загоняют палками?

вы уже побои в травмпункте зафиксировали?

Храм - он же ж в душе. Церковь (как организация) - воплощение Храма, имеющегося в душах. И единственная в РФ организация, сохранившая хоть какую-то ориентацию на внеличностные ценности. Именно поэтому её и плющат. Всех остальных уже заплющили.
(no subject) - chernogvardeec - Aug. 22nd, 2012 04:20 pm (UTC) - Expand
а вы и не загоняйте - quaxter - Aug. 22nd, 2012 05:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - chernogvardeec - Aug. 22nd, 2012 05:19 pm (UTC) - Expand
oper_1974
Aug. 22nd, 2012 03:34 pm (UTC)
Правильно.
Пущай РПЦ очистится от своих "готтенготов",тогда морально она станет права когда других поучает как жить.
Правда,Лев,чисток не видно и в светской власти,а РПЦ равняется на нее,а не наоборот.

Edited at 2012-08-22 03:35 pm (UTC)
ashesbeats
Aug. 22nd, 2012 03:39 pm (UTC)
> тогда морально она станет права когда других поучает как жить

вы прихожанин?
(no subject) - oper_1974 - Aug. 22nd, 2012 03:41 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ashesbeats - Aug. 22nd, 2012 03:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - oper_1974 - Aug. 22nd, 2012 03:51 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ashesbeats - Aug. 22nd, 2012 03:54 pm (UTC) - Expand
(no subject) - oper_1974 - Aug. 22nd, 2012 03:58 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ashesbeats - Aug. 22nd, 2012 04:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - oper_1974 - Aug. 22nd, 2012 04:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ashesbeats - Aug. 22nd, 2012 04:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - silverlisard168 - Aug. 22nd, 2012 04:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ashesbeats - Aug. 22nd, 2012 04:17 pm (UTC) - Expand
(no subject) - silverlisard168 - Aug. 22nd, 2012 05:57 pm (UTC) - Expand
(no subject) - oper_1974 - Aug. 22nd, 2012 04:29 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ashesbeats - Aug. 22nd, 2012 04:40 pm (UTC) - Expand
(no subject) - silverlisard168 - Aug. 22nd, 2012 05:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ashesbeats - Aug. 22nd, 2012 04:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alan_a_skaz - Aug. 22nd, 2012 10:49 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ashesbeats - Aug. 22nd, 2012 11:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alan_a_skaz - Aug. 23rd, 2012 01:28 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ctrl_points - Aug. 22nd, 2012 03:43 pm (UTC) - Expand
(no subject) - oper_1974 - Aug. 22nd, 2012 03:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ctrl_points - Aug. 22nd, 2012 04:10 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - oper_1974 - Aug. 22nd, 2012 03:57 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - oper_1974 - Aug. 22nd, 2012 04:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - putnik1 - Aug. 22nd, 2012 04:57 pm (UTC) - Expand
k0980
Aug. 22nd, 2012 03:36 pm (UTC)
Нет, конечно, можно все свалить на протестантов, но это сродни обвинению всех евреев в чем-либо.
А тема того, сколько таких учаснтиков протестантских "общин" продолжают свою карьеру в околомасонских образованиях по принципу секта - околомасонское общество - политика, как всегда, осталась далеко-далеко сбоку.
mikus72
Aug. 22nd, 2012 03:44 pm (UTC)
А тем временем...
Людмила Алексеева предложила создать атеистические дружины
http://lenta.ru/news/2012/08/22/drujiny/
ashesbeats
Aug. 22nd, 2012 03:48 pm (UTC)
Re: А тем временем...
> Людмила Алексеева предложила создать атеистические дружины

Счас все фанатичные "атеисты" ринутся участвовать. Они ж не конфессия. :D
Re: А тем временем... - oper_1974 - Aug. 22nd, 2012 03:49 pm (UTC) - Expand
Re: А тем временем... - ashesbeats - Aug. 22nd, 2012 03:51 pm (UTC) - Expand
Re: А тем временем... - dao40k - Aug. 22nd, 2012 04:01 pm (UTC) - Expand
Re: А тем временем... - oper_1974 - Aug. 22nd, 2012 04:03 pm (UTC) - Expand
Re: А тем временем... - dao40k - Aug. 22nd, 2012 04:50 pm (UTC) - Expand
werwolf_tamboff
Aug. 22nd, 2012 03:48 pm (UTC)
Да, на помощь может прийти ключевой момент: во главе РПЦ стоит не Патирарх, не менеджеры, а Иисус Христос.
ashesbeats
Aug. 22nd, 2012 03:49 pm (UTC)
"Атеисты" не могут даже понять, что в основе их собственного мировоззрения находится, а вы им про Христа. :D
vsatman888
Aug. 22nd, 2012 03:50 pm (UTC)
В теории оно наверное правильно, но я вижу реальную РПЦ
цитата:
С 22 февраля в Костромской области начался целый цикл профилактических мероприятий по освящению аварийно-опасных участков автодорог.

5 марта чин освящения прошёл в п. Островское, а также на 58 км трассы «Кострома-Ярославль». Этот участок дороги один из самых аварийных в Костромском районе, располагается он около деревни Василёво. Местные жители до сих пор помнят страшную аварию, случившуюся здесь ночью 27 августа 2011 г. Тогда лобовое столкновение двух легковых автомобилей унесло жизни четырех человек, в том числе двух детей 6 и 9 лет.

6 марта на территории городского округа города Шарья и Шарьинского муниципального района ОГИБДД МО МВД России «Шарьинский» совместно с представителем Епархии - настоятелем Свято - Никольского храма отцом Димитрием в храме Цесаревича Алексия был проведен молебен о всех находящихся в пути. После проведения молебна настоятель храма провел освящение мест концентрации дорожно - транспортных происшествий на территории города Освящены были также места концентрации дорожно - транспортных происшествий на участках автодорог Урень – Шарья – Никольск - Котлас.

http://www.mvd.ru/news/show_103513/
Отмечу на дворе 21-й век.
silverlisard168
Aug. 22nd, 2012 04:03 pm (UTC)
Re: В теории оно наверное правильно, но я вижу реальную Р
Не понимаю вашего возмущения. Вас что именно не устроило? Предполагаете, что будет хуже, лучше или по-старому? И главное, от вас что-то убыло?
dexaneral
Aug. 22nd, 2012 03:50 pm (UTC)
Угу. Церковь должна развернуться в своём служении в обратную сторону. Она, типа, служит Богу, но Бог не нуждается в служении, он даёт всем поровну и бесплатно. Церковь должна начать людям служить.
ashesbeats
Aug. 22nd, 2012 03:56 pm (UTC)
> Она, типа, служит Богу

Это вам типа кто сказал? Он вас обманул. Плюньте ему в глаз при случае.
(no subject) - dexaneral - Aug. 22nd, 2012 04:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ashesbeats - Aug. 22nd, 2012 04:36 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dexaneral - Aug. 22nd, 2012 04:59 pm (UTC) - Expand
вас понял - quaxter - Aug. 22nd, 2012 05:08 pm (UTC) - Expand
Re: вас понял - dexaneral - Aug. 22nd, 2012 05:13 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dexaneral - Aug. 22nd, 2012 05:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ashesbeats - Aug. 22nd, 2012 05:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dexaneral - Aug. 22nd, 2012 05:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ashesbeats - Aug. 22nd, 2012 07:36 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dexaneral - Aug. 22nd, 2012 08:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ashesbeats - Aug. 22nd, 2012 08:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dexaneral - Aug. 22nd, 2012 08:32 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ashesbeats - Aug. 22nd, 2012 08:57 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mudric_1960 - Aug. 22nd, 2012 05:26 pm (UTC) - Expand
escapistus
Aug. 22nd, 2012 03:51 pm (UTC)
"Какое-то время, будем откровенны, новая мораль не вызывала особого отторжения. Избранными надеялись оказаться все."

Будем откровенны, это даже приблизительно не так! Например, я прошел четыре следующих стадии:

1. вы, что, все охренели?!
2. хрен с вами, раз вы так хотите, тоже заделуюсь капиталистом!
3. я, что вконец охренел, в кого я превращаюсь?!
4. и нынешнея: вам всем еще охреневать не надоело?

А было много и получше меня, в эксплуататорский грех не впадали вообще никогда. И именно по принципиальным соображениям. Так что, Вершинин не прав.
putnik1
Aug. 22nd, 2012 03:52 pm (UTC)
Прав.
Потому что даже у Вас был п.2
(no subject) - 555su - Aug. 22nd, 2012 04:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - escapistus - Aug. 22nd, 2012 04:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - putnik1 - Aug. 22nd, 2012 05:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - escapistus - Aug. 22nd, 2012 06:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ashesbeats - Aug. 22nd, 2012 04:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - escapistus - Aug. 22nd, 2012 04:56 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ashesbeats - Aug. 22nd, 2012 05:04 pm (UTC) - Expand
true_kaa
Aug. 22nd, 2012 03:53 pm (UTC)
Если пытаться построить идеологию на ценностях изначального язычества, то почему бы честно не провозгласить возврат к нему?
«Человек ценен как часть рода» – это ведь оттуда.
erovobian
Aug. 22nd, 2012 03:54 pm (UTC)
Это сигнал всем институтам власти любой формы : пора переформатировать себя. Здесъ и там. Сверху и внизу. И в т.ч церкви.
escapistus
Aug. 22nd, 2012 04:01 pm (UTC)
"А поскольку вернуться в Мир Полдня, который выстраивал Иосиф Виссарионович и старался как-то сохранить Леонид Ильич, уже невозможно (не те социальные реалии, не те технологии, да и время не то)"

Возвращаться и не нужно, но новый Мир Полдня теоретически возможен, технологии еще как позволяют! А вот социальные реалии - да, это смертный приговор с гарантией, если смотреть правде в глаза. Причем тут время, я не понял.
555su
Aug. 22nd, 2012 04:02 pm (UTC)
<<Против чего, между прочим, ничуть не возражает (напротив,
поощряет и всяко привествует!) широкая "готтентотская"
общественность, вполне согласная стать коллективным
прихожанином удобного себе (или, если уж говорить начистоту,
пляшущего под её дудку) Православия-лайт.>>

Сразу после 90-х все перестройщики внезапно превратились
в набожных и толпами валили в церковь.

А вот сейчас не нужна эта РПЦ стала...
И подались в атеисты.
Сейчас им организацию вроде "Содом и Гоморра" (СИГ) надо...
а её нету...вот и бесятся...бесы :)
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 126 comments — Leave a comment )

Latest Month

August 2019
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner