ЛВ (putnik1) wrote,
ЛВ
putnik1

Categories:

СЕНО! СОЛОМА!

Цитата
[info]uldemir1 wrote:
9 Июн, 2012 23:01 (UTC)
"Классические, беспримесные образцы того самого социалистического реализма"

"Классические и беспримесные" - это глиняный пионер с барабаном, да баба с веслом. И клюква от Александрова и Пырьева. Фильмы вида "эх, хорошо в стране советской жить" и "любовь тракториста". А эти два фильма (
"Премия" и "Мы, нижеподписавшиеся", - ЛВ.) снимали уже в период острого кризиса советской системы и идеологии. В особенности, "Мы, нижеподписавшиеся". Это никакой не соцреализм. Ни по эстетике, ни по внутренней драматургии. Очень его люблю, кстати. Не знаю уже сколько раз смотрел.

отпечатано комментоксероксом


Очень хороший комментарий.
Наконец-то можно расставить над "ё" самые последние точки...


"Пионер с барабаном", говорит уважаемый uldemir1. "Баба с веслом", говорит.

Ну да, все верно: с барабаном и с веслом.
И оба глиняные.
Хе-хе два раза, ага.

Вот только ситуацию надо понимать.

Была взбаламученная страна, были сотни тысяч молодых парней и девчат, хлынувших в города, и всех их надо было приспособить к учению, к труду, сломав привычные, въевшиеся стереотипы. Они не догоняли изысков. Им надо было, чтобы все весомо, грубо, зримо. Чтобы, если уж девка, то всем девкам девка - сисястая, бедрастая, скуластая, короче, такая же, как любая из них, - но! - не в трех платках и двух кацавейках, а в купальнике, красивая, нос пистолетом, и с воооот таким веслом. Чтобы каждой Дуне, каждой Мане, каждой Сулико и каждой Гюльчатай тоже захотелось.

Такими уж были тогда Дуни и Мани. Не говоря уж о Сулико, а тем паче Гюльчатай. Они понимали только так, и никак иначе, а чтобы научились понимать иначе, нужно было сперва заставить размотать платки и, не боясь позора, натянуть купальники.Точь в точь, как Суворов вязал к левой ноге новобранцев солому, а к правой сено, чтобы деревенским бычкам было понятно, - а потом бычки вырастали в чудо-богатырей. И с пионерами то же. И статУй этих, бездарных, но наглядных, нужно было много, в каждый райцентр, в каждую деревню. Тут, сами понимаете, никакой бронзы и никакого мрамора не напасешься, и потому - глина.

"Клюква от Александрова", говорит уважаемый uldemir1. "Клюква от Пырьева", говорит. 

И зря, между прочим, говорит.

Музыкальная комедия (и даже не очень комедия) - это такой жанр особый. Типа помянутой бабы с веслом и пионера с барабаном. Все намерено ярко, выпукло, радостно. Не совсем, как в жизни. Чтобы тоску не нагоняло, а наоборот. Искать что в александровских "Веселых ребятах", "Цирке" и "Светлом пути", что в пырьевских "Трактористах", "Свинарке и пастухе" и "В 6 часов вечера после войны" рельные картинки советской жизни 30-40-х годов глупо. Так же глупо, как изучать детали борьбы с мафией по "В джазе только девушки" или нюансы гибели Рейха по "Девушке моей мечты".

Вот только у м-ра Уайлдера и херра Якоби чисто смех ради смеха, - уколоться и забыться, - и все.
А вот у Григория Васильевича с Иваном Алексеевичем - нет. Они снимали своих фильмы не про свинарок, пастухов и трактористов, а для них, по заветам дедушки Дурова, учившего: "Забавляя, поучай".

И им верили.
Потому что, сколько ни квакай, но:

"Веселые ребята" сообщали зрителю: хмурые годы прошли, джаз уже можно, и ты, простой пастушок, если имеешь слух и бросишь бухать, можешь стать крутым джазменом.
И ведь становились!

И "Цирк", при всех своих "ля-ля, фа-фа", вталдычивал: нет разницы, кто черный, а кто белый, у нас все равны, а у них там негров линчуют.
И ведь линчевали!

И "Светлый путь" растолковывал: не дрейфь, подруга, выползай из норы, иди работать, учись, и, гладишь, из замарашки вырастешь из пешек в королевы.
И ведь вырастали!

И "Трактористы" на пальцах раскладывали: не бось, паря, армии, отслужишь, навостришься танк водить, а трактор танка проще, а тракторист завсегда первый парень на селе, и все девки будут твои.
И ведь были!

И "Свинарка и пастух" вбивали в мозги: не ломайся, добивайся своего, и заметят, и вызовут в Москву, и там, в Москве, ты встретишь самую-самую девушку, с которой никогда бы не встретился, если бы сломался.
И ведь встречали!

А уж "В 6 часов вечера после войны", - снятые, напомню, задолго до Победы, еще в 1944-м, - вообще криком кричали: Победа неизбежна, солдат!.. и если тебя ждут, то обязательно дождутся, всем смертям назло!

Короче говоря, да простит меня уважаемый uldemir1, но пролетает он со своей "клюквой".
Высоко пролетает и круто..
Ведь сами видите, дорогие френды и не френды: не так уж, если разобраться, они просты, эти глиняные пионеры с барабанами, девушки с веслом и прочие родимые пятна социалистического реализма...
Tags: былое и думы, вопросы теории, домашний кинозал
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 78 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →